[an error occurred while processing this directive]
СТРАХОВКА ОТ СТИХИИ
Таиланд и Индонезия до землетрясения и цунами были весьма популярны среди казахстанских туристов. Сейчас же появляется множество вопросов: как компенсировать испорченный отдых, какими правами обладают прибывшие «не вовремя», и что делать с уже купленными путевками?
Светлана Савченко, президент Национальной лиги потребителей:
- При приобретении путевки за рубеж необходимо тщательно ознакомиться с договором. Там должен быть отражен весь перечень услуг, которые агентство предлагает своему клиенту. Кроме того, он имеет право просмотреть проспекты тех отелей, которые предлагают агенты туристической фирмы.
Если человек едет за рубеж, от него должны потребовать страховку, но страховаться он должен сам. За страховой случай будет нести ответственность страховая компания.
Людмила Жуланова, президент фонда «Социальная защита»:
- Однозначно, люди, которые приобрели билеты на остров Пхукет до землетрясения, но потом, оценив ситуацию, решили туда не лететь, вправе обратиться в туристическую фирму. Там им должны вернуть полную сумму. Но есть другой момент, например, Патай - тоже побережье Таиланда. Состояние этого острова не относится к форс-мажору. Там достаточно спокойная зона и туда многие наши казахстанцы уже улетели, хотя нашлись и такие, кто не захотел полететь. Вот здесь туристическая фирма не обязана возвращать деньги ни за билет, ни за стоимость путевки, и в договоре это четко оговорено.
Любовь Пан, главный менеджер туристического агентства «Евро- Азия-Экспресс», генеральный представитель по Таиланду, г. Астана:
- Если на территории, куда наш клиент приобрел путевку, произошло ЧП, которое впоследствии приобрело значимость форс-мажора, то туристическое агентство обязано вернуть всю сумму стоимости путевки. В данном случае форс-мажора не было. Мы отправляем людей не на Пхукет, а на Патай. Человеку, который отказался от тура на Патай, мы не можем возвратить деньги. Прежде всего ему сотрудники туристической фирмы обязаны разъяснить ситуацию. Если вопрос касается Таиланда - объяснить, в чем разница Патая от Пхукета.
Вообще, если авиакомпания не отменяет рейс, о возврате денег не может быть и речи. В этом случае авиакомпания ничего не возвращает туристической фирме, и фирма, в свою очередь, не может возвратить сумму стоимости билета клиенту. И если в стране, в которую мы оформили путевку, не объявили форс-мажор (а его никто и не объявлял в случае с Таиландом, прием туристов идет каждый день), то и там тоже никто ничего не возвращает. А мы не можем возвращать деньги из собственного кармана.
Но если всё же рейс отменяют, а на Пхукет многие рейсы были отменены, несмотря на то что форс-мажор опять-таки никто не объявлял, клиенту возвращается стоимость билета. У нас всего две семьи пожелали отказаться от полета в Таиланд, но так рейс не отменен, а страна, куда они направлялись, не закрыта, мы не обязаны возвращать деньги.
Жанна Плотникова, главный бухгалтер КФ страховой компании «Атланта Полис»:
- Все граждане Казахстана не имеют права выезжать по туристической путёвке в дальнее зарубежье без страховки от несчастного случая. Но надо отметить, что за рубежом этот страховой полис во внимание не принимается. Если человек пойдет в больницу страны, в которой он отдыхает, ему придется обязательно заплатить за предоставленные ему услуги. Но он может собрать все справки, подтверждающие документы о расходах, и в пределах страховой суммы страховая компания обязана ему вернуть затраченные на лечение деньги. Если стоимость лечения превысила страховую сумму, то компания остаток не возмещает.
Если туристы застраховали свое имущество - это уже другой вид страхования. Тогда они составляют акт об утраченном имуществе, и тоже в пределах установленной страховой суммы страховая компания несет ответственность.
Если в свете прошедших событий у туриста пропало желание ехать в Таиланд, он вправе отказаться от билета и страховки. Можно расторгнуть договор страхования. Деньги страховая компания вернет не полностью - за вычетом 15–20%.
В туристических агентствах и фирмах другая картина. При приобретении билета заключается договор, где указываются правовые обязанности обеих сторон. Если в договоре было указано, что в случае отказа билет не возвращается, то клиент имеет право сослаться на форс-мажорные обстоятельства.
Если страховая компания отказывает в возврате денег страхового полюса, надо обращаться в Страховой надзор. А с претензиями к туристическому агентству - только в суд.
Ольга ЗИБЕРТ, zibert@ng.kz
[an error occurred while processing this directive]