На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 49 (140)
2 декабря 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Агромаркет
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
36,6 С
Абонентский ящик
Поиск
Автосалон
Качество жизни
Зверские дела
Спартакиада
Магазин
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

ОМБУДСМЕНЫ - ПОИСК СВОЕГО ПУТИ

Начну с небольшого, но важного откровения. Когда Представительство Еврокомиссии в Казахстане утвердило проект ОФ «Бизнес и Развитие» «Программа поддержки регионов через советников по правам человека (омбудсменов)», мы испытали некоторую растерянность. Это просвещённая Европа давно использует институт омбудсменов, считая его важным инструментом демократического общества. И там не возникает вопросов о статусе омбудсмена, его правах и обязанностях, пределах компетенции, степени влияния на государственные структуры и т.д. У нас же для большинства граждан само слово «омбудсмен» отдаёт пугающей новизной и совершенно неясными возможностями.

Любопытная фигура

И если в масштабе страны всё же есть омбудсмен с конкретными полномочиями, то его статус серьёзно отличается от принятого на Западе. Во-первых, он назначен Президентом и является по сути госслужащим, зависящим от власти юридически и финансово, и в силу этого вынужден согласовывать свои шаги всё с той же властью. Во-вторых, его собственные исследования проблем соблюдения прав человека в стране должны укладываться в рамки нашего транзитного общества, общества с неустоявшейся демократией, что вносит, мягко говоря, своеобразие в деятельности омбудсмена.

Общественный же статус омбудсмена, как предполагает утверждённый проект, делает его крайне любопытной фигурой. Советник по правам человека может заняться одним из многочисленных направлений в области защиты прав, а может попытаться охватить всё сразу. Мы в самом начале работы попытались выяснить формат работы, пределы его компетенции, формы взаимодействия с родственными правозащитными организациями. Первое обращение в Представительство Еврокомиссии в Алматы обнадёжило лишь отчасти. Нам сообщили, что в течение года ожидается приезд главных омбудсменов Испании и Кипра, которые и поделятся с нами на семинаре всеми тонкостями своей работы. За окном декабрь, а долгожданной встречи пока не произошло. Но надежда на неё сохраняется.

Мы также нанесли визит г-ну Байкадамову, советнику по правам человека при Президенте РК, и г-ну Калюжному, руководителю Национального центра по правам человека. Встречи были в целом плодотворными, хотя выяснилось, что мы, региональные правозащитники, не можем быть структурным подразделением или даже единицей названных правозащитных структур, поскольку они являются государственными организациями. Правда, в Консультативный Совет Национального центра по правам человека нашего представителя всё же ввели.

От чего защищать?

Пытались мы наладить взаимодействие с областным акиматом, полагая, что возникающие конфликты в области прав человека желательно решать в рамках региона, но понимания не встретили. Пришлось вести работу в соответствии с собственными представлениями. Во главу угла поставили проведение мониторинга нарушения прав в применении трудового и пенсионного законодательств, обучающие семинары, консультации и тренинги, создав при этом сеть своих представителей в городах и районах области. Однако в практической работе круг адресованных нам вопросов не ограничивается упомянутыми направлениями. Много обращений по поводу отчуждения жилья за коммунальные долги, по получению вида на жительство и гражданства РК, по легализации граждан РФ и других стран ближнего зарубежья в Казахстане, по поборам при оказании медицинской помощи в рамках гарантированного государством объёма, по практике применения Закона «О психиатрической помощи и правах граждан при этом» - здесь наметилась очень опасная тенденция, когда необходимость принудительного помещения в психушку определяют не психиатры, а сотрудники правоохранительных органов.

В зоне нашего внимания сейчас находится факт нанесения тяжких телесных повреждений работниками полиции гражданину, помещённому в медвытрезвитель 27 сентября 2004 года. Причём со стороны управления собственной безопасности ГУВД, куда обратилась мать пострадавшего, была попытка замять это дело. Но, в конце концов, в том числе и после наших контактов с руководством управления, уголовное дело было возбуждено.

Вместе -  эффективнее

Жизнь показывает, что для повышения эффективности работы общественных правозащитных организаций нужна, в первую очередь, их консолидация, выработка совместных позиций по наиболее значимым для региона и общества в целом ущемлениям прав человека, поиск эффективного использования имеющихся ресурсов, а также информированность населения о программах общественных правозащитных организаций.

С этой целью, в рамках нашего проекта, была проведена региональная конференция «Развитие инициативы и просвещение населения в области прав человека». В работе конференции приняли участие руководители областных филиалов республиканских организаций «Адил Соз», Центра по поддержке и развитию демократии, Международного бюро по правам человека, республиканской сети независимых наблюдателей, молодёжной информационной службы Казахстана, областной ассоциации НПО, ассоциации деловых женщин Казахстана, директор департамента труда и соцзащиты и все работники нашего проекта.

В ходе обмена мнениями участники конференции пришли к выводу о необходимости выработки общей позиции, а по ситуации - и совместных заявлений в СМИ. Опыт воздействия на местные власти через публичные заявления у нас имеется. В 2002 году именно наше публичное обращение к акиму области остановило хаотичное веерное отключение электричества в областном центре. Оно проводилось для борьбы с неплательщиками, которых было немного, но накалило атмосферу среди всего населения.

В целом же, оглядываясь на прошедшие в рамках проекта полгода, можно с уверенностью сказать - сколько бы ни было общественных правозащитных организацией в области, их никогда не будет в избытке. Время, которое мы переживаем, атмосфера правового нигилизма, невежества и тотальной коррупции в стране, наполняют нашу пока не слишком заметную работу особым смыслом и значением. Возможно, именно общественным правозащитным организациям суждено переломить тяжёлую ситуацию в стране путём её предельно объективного мониторинга, тщательного и непредвзятого анализа полученных наблюдений, которые почти наверняка будут отличаться от официальных оценок, путём просветительской работы с широкими слоями населения в области прав человека и продвижения демократических преобразований в регионе и стране в целом. А вовлечение в эту благородную и, в высшей степени, патриотическую работу всех слоев населения сделают процесс демократических преобразований необратимым.

Аркадий Денисов, член совета Национального центра по правам человека

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ПРЕСС-СЛУЖБА В РОЛИ СЕКЬЮРИТИ
Свободный доступ к информации – одна из актуальных проблем современной журналистики.

ОМБУДСМЕНЫ - ПОИСК СВОЕГО ПУТИ
Начну с небольшого, но важного откровения. Когда Представительство Еврокомиссии в Казахстане утвердило проект ОФ «Бизнес и Развитие» «Программа поддержки регионов через советников по правам человека (омбудсменов)», мы испытали некоторую растерянность.