[an error occurred while processing this directive]
ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ. КЫЗ АЙТТЫРУ
Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если узнавали, что в роду девушки были больные от плохой наследственности, то её не сватали. К людям достойным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражая желание стать сватами.
Существуют различные виды «кыз айттыру». Если дети (мальчик, девочка) маленькие или даже еще не родились, а семьи договариваются в будущем стать сватами, значит они хорошо знают друг друга, давно дружат. До рождения малышей, если, конечно, позже у одних будет мальчик, а у других - девочка, договариваются стать сватами (атастыру). Вышеназванное сватанье называется "бел куда" (до рождения детей). Ну, а если сватают детей с колыбели - "бесiк куда" (бесiк - колыбель). Иногда человек, женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата; их так называют «карсы куда» - «взаимный сват». Люди, продолжившие свое сватовство, то есть ставшие дважды сватами, называются «суйек жангырту». Женитьба взрослых детей осуществляется после "куда тусу" (сватовства).
Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на восемь лет, а мужчина - старше женщины на 25 лет. На неравный брак разрешение не даётся.
"Кыз айттыру" служит своеобразной основой новой крепкой и примерной семьи.
Главный специалист отдела по делам загса
[an error occurred while processing this directive]