[an error occurred while processing this directive]
ОПРОС
Нургуль Ахметова, начальник отдела по правам интеллектуальной собственности департамента юстиции:
- Я верю, что деньги находят авторов. Согласно Закону РК об органах юстиции, контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, осуществляет комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК. Со стороны комитета постоянно проводятся проверки, сколько денег собрано, куда они пошли. Согласно статье 45 Закона РК об авторских и смежных правах комитет имеет право собирать вознаграждение, распределять и выдавать обладателям авторского и смежного права. С приходом в юстицию нового руководства стали больше уделять внимания правам интеллектуальной собственности. Наша задача – защищать права авторов. На сегодняшний день по публичному исполнению заключили договоры более десяти ресторанов и кафе.
Александр Кандыбко, музыкант:
- Нет, не верю. В 80-х годах тоже было подобное, составлялись рапортички, и с кафе и ресторанов брали деньги за публичное исполнение музыки. Тогда, чтобы автор музыки получал деньги, нужно было вступить в союз композиторов. Сейчас деньги берутся огульно. Как они собираются их распределять, как они могут дойти до иностранных исполнителей – непонятно. В 80-х годах подобные меры привели к тому, что перестали исполнять иностранную музыку. Сейчас, наверное, возвратимся к этому. Кто-то, видимо, вспомнил старые советские времена и решил заработать на этом деньги.
Федор Дычко, председатель общества защиты прав потребителей:
- У людей, собирающих деньги, должно быть официальное разрешение на сбор средств. Здесь все достаточно запутанно. Директора ресторанов или кафе, на мой взгляд, должны согласовывать расценки с авторским обществом. Отдельный орган должен все это контролировать, куда и кому пошли собранные деньги. Хотя какие-то ограничения по музыке можно сделать, можно определить, какая музыка должна играть в кафе и ресторанах, а какая - нет. Ведь не все песни позитивно влияют на молодежь. Есть и очень вульгарные песни. В любом случае все должно быть четко продумано, согласовано, официально регистрироваться и контролироваться.
Анна Смахтина, директор кафе «Аcсоль»:
- Я не верю, что деньги находят авторов. Я считаю, что органы, которые этим занимаются, должны быть государственными. Как они могут быть частными? Я сама работаю в сфере ресторанного бизнеса уже 22 года. Раньше, когда в ресторанах играла живая музыка, то музыканты писали реестр, сколько и каких песен исполнили. Этот реестр отдавали в отдел культуры, и исполнителям оплачивалось выступление. Тогда деньги, действительно, находили авторов. А сейчас непонятно что. К нам в кафе приходила девушка, чтобы мы заключили договор на ежемесячную оплату транслируемой музыки. Мы отказались за это платить.
Татьяна Шуляк, бармен кафе «Наутилус»:
- Нет, не верю, так как после продажи кассет мы имеем право ее слушать и воспроизводить. А этот сбор денег очень похож на мошенничество или наглое вымогательство. И в том, что деньги дойдут до исполнителя, нет никакой гарантии. Потому что все это как-то закрыто, об этом нигде не говорится официально. Проследить за движением денег мы не можем.
[an error occurred while processing this directive]