[an error occurred while processing this directive]
ОТ РЕФОРМЫ СТАНЕТ ВСЕМ СВЕТЛЕЙ…
О реформах в образовании мы слышим ежегодно. Что-то внедряется безболезненно, что-то по прошествии многих лет никак не приживается. Реформаторский марафон начался еще во времена Хрущева. Тогда под лозунгом «укрепления связи школы с жизнью» обучение в школе продлили до одиннадцати лет, введя в старших классах так называемое профессиональное обучение. С тех пор система образования непрерывно реформируется: то новые программы, то новые требования. Между тем до сих пор нет ясности в главном – зачем, собственно, нужно реформировать, и что мы хотим получить в итоге?
Реформа на трех языках
Планируется, что с началом учебного года начнется эксперимент по введению трехъязычия в средней школе. Согласно эксперименту, в обычных школах всех регионов будет апробировано изучение английского со второго класса, а в старших классах школ с казахским и русским языками школьники станут изучать не просто английский, а какой-либо из предметов, например, математику на английском языке. Или казахскую литературу (что касается русских школ) и русскую литературу (что касается казахских школ) на языке оригинала. Некоторые полагают, что таким образом будет эффективно использован имеющийся современный опыт обучения, который в Казахстане успешно используется в казахско-турецких лицеях. Выпускники именно этих заведений достигают больших успехов в изучении английского. Некоторые сомнения, однако, связаны с тем, удастся ли найти необходимое количество квалифицированных учителей. Планируется задействовать педагогов из Турции.
О том, что реформы в наших школах будут, чиновники областного департамента образования говорят однозначно. Однако точное содержание нововведений пока неизвестно. Те, кто готовил предложения в Министерство образования и науки, сейчас в отпусках.
Главный специалист этого учреждения Нина Колесникова сообщила, что в Костанае эксперименту должны подвергнуться семиклассники школы-интерната для одаренных детей имени Алтынсарина и СШ №№ 9, 24. В 24-ой ученики будут знакомиться с физикой на английском языке, в школе-интернате на английском будут преподавать математику. Семиклашки СШ №9 должны начать изучение истории Казахстана на казахском языке, а математику – на английском. По словам Нины Колесниковой, ежемесячно на этот проект требуется свыше 18 тысяч тенге. Умножая эту сумму на девять учебных месяцев, получается 160 с лишним тысяч тенге. Еще один вопрос – где брать квалифицированные кадры? Нина Колесникова ответила, что этот вопрос должно решить Министерство образования и науки. Именно туда направлены все предложения и пожелания нашего департамента образования.
Заместитель директора департамента Кульсум Туякова сразу оговорилась, что может дать только общую картину предполагаемых реформ. С 1 сентября в мендыкаринской СШ №3 и рудненской СШ №4 будут вводиться информатика и иностранный язык в младших классах. Учителя из этих школ, сказала Кульсум Туякова, уже прошли курсы повышения квалификации. В будущем для претворения школьных реформ с трехъязычным обучением педагогов собираются готовить в Костанайском пединституте. Цена проекта пока неизвестна. Замдиректора департамента сообщила также, что в костанайской СШ №9 никаких экспериментов проводить не будут. Ответы на все вопросы появятся, по словам Кульсум Туяковой, через две недели.
Станислав НАМ
[an error occurred while processing this directive]