[an error occurred while processing this directive]
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ В ОБЛАКАХ
В четыре года она узнала о знаменитой стюардессе Надежде Курченко, которая трагически погибла в одном из своих полетов. Самолет захватили террористы и пытались угнать его в Турцию. Надя закрыла своим телом кабину пилотов и спасла пассажиров. С тех пор у нее и появилась мечта – непременно стать борт-проводницей. Всех кукол она называла Надями, рисовала только самолетики и ракеты. А в семь лет был первый полет на самолете в Свердловск вместе с мамой. Тогда девочка упрямо заявила: «Я буду стюардессой!» Даже отдыхая в пионерском лагере, она попала в отряд имени Маресьева. И классная руководительница, отец которой когда-то управлял самолетами, устроила детям встречу с известным летчиком Панкратовым. Об этом потом написали в газете. А под ней стояла подпись Ирины Кушнаревой. Теперь она – Ирина Хорольская, представитель профсоюза «Авиатор». Самыми незабываемыми моментами своей жизни считает именно те, которые она провела в воздухе. И неудивительно – ведь полеты в ее жизни заняли целых четырнадцать лет…
Больше всего сопротивлялся детской Ириной мечте папа, настойчиво советуя дочери пойти в строительный техникум. «Сначала получишь среднее образование, а потом делай, что хочешь», - настоял он. Чертить Ирине нравилось, и она согласилась. Но с первых же занятий поняла, что в этой профессии «нужно на стройке с мужиками материться». Однако Ирина успешно закончила техникум, а придя домой объявила родителям: «Спасибо, диплом у меня есть». И…умчалась в аэропорт. Искать работу. Любую, лишь бы поближе к самолетам.
Через несколько месяцев Ирина прошла собеседование и ее направили во ВЛЭК (врачебную лечебно-экспертную комиссию). Там будущую стюардессу посадили на металлическое сиденье и завязали глаза. Стул раскручивали в разные стороны несколько минут, а потом она должна была встать и пройти по прямой линии. Эту проверку вестибулярного аппарата она прошла, как и проверку на зрение и кругозор. И попала на три месяца в Алматы в учебно-тренировочный отряд, ныне Академия гражданской авиации.
28 декабря 1983 года Ирина Хорольская в качестве стюардессы совершила свой первый полет в Ташкент. Молодой экипаж сразу же устроил ей экзамен «на прочность», отключив все микрофоны в салоне самолета. Ира, несмотря на бешеное волнение, вышла к пассажирам, достала конспекты и зачитала всю нужную информацию.
В 1997 году стюардесса Ирина Хорольская уже открывала в составе экипажа первый международный рейс в Монголию. А чуть позже в один из таких рейсов она познакомилась с народным артистом СССР Асанали Ашимовым. «Я смотрю: в самолет заходит статный, красивый мужчина, лицо знакомое. А потом только сообразила, кто это». Известный артист летел из Германии и каким-то образом завернул в Монголию. Когда самолет взлетал из аэропорта Баян-Улгея, пошел сильный дождь. И колесо наглухо застряло в мокром грунте. В течение пяти часов его вытаскивали КАМАЗами, но экипажу и всем пассажирам пришлось все же заночевать в Баян-Улгее.
Асанали Ашимов поразил Ирину простотой в общении. Он, кстати, вез с собой из Германии водку «Горбачев», о которой у нас еще и не слышали. Этой новинкой щедро угощал экипаж и вел непринужденную беседу. И вдруг совсем неожиданно взял поднос и нарисовал на нем простым карандашом портрет Ирины. «Получилось здорово, но я его не сохранила», - сожалеет Ирина Витальевна. А напоследок еще оставил улыбчивой стюардессе свой адрес и пригласил в гости. «Так вы же меня забудете!» - засмеялась Ира. «Если в течение трех месяцев приедешь, не забуду. А если позже, тогда – извини!» - ответил ей народный артист.
Со временем Ирина научилась чувствовать самолет. Слышала, когда отключался третий двигатель, понимала, когда пилоты дурачатся за штурвалом. Обычно они хулиганили, если кто-то из экипажа уходил в туалет. Тогда асы начинали раскачивать самолет и слегка лавировали в воздухе. Один раз ударила бешеная молния, но полет прошел удачно. Ирина Витальевна сама удивляется, что за все четырнадцать лет не было никаких аварийных ситуаций в воздухе. Однажды ей приснился сон, что самолет терпит крушение. Пассажиры в панике, экипаж не справляется с управлением. «А я иду по салону, улыбаюсь и говорю всем: «Не бойтесь, когда я в самолете, ничего не случится!»
Ольга ЛИХОГРАЙ
[an error occurred while processing this directive]