На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 18 (109)
29 апреля 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Спецназ
Политика KZ
Агромаркет
Хранить вечно
Поиск
Автосалон
Качество жизни
Зверские дела
Спартакиада
Магазин
Засада
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

КАДРОВЫЙ СИНДРОМ

Перестановки высокопоставленных руководителей в Казахстане -  дело привычное. Каждые 2-3 года меняется глава правительства, министры – не успеешь связать его имя с возглавляемым им ведомством, а он, глядь, уже – в другом, областные акимы тоже долго не засиживаются.

Верные солдаты.

Однако для костанайцев все эти «рокировочки» происходили слишком далеко и никакими особыми переменами не грозили. Правда, чтобы совсем уж не оказаться в стороне от захватывающей кадровой круговерти, они нет-нет да обсуждали неведомо откуда периодически возникающий слушок о предполагаемом переводе своего акима Умирзака Шукеева. Но слух в очередной раз не подтверждался и тогда возникал вполне резонный вопрос: и почему это Президент так долго держит на одном месте весьма способного, хорошо проявившегося себя в деле чиновника? Неужели глава государства не видит достигнутых областью успехов? Или Умирзак Естаевич себя подать нужным образом не может? Или грешки какие-то неведомые нам за ним водятся? А, может, он незнатного происхождения? Короче, перебирали все принципы, по которым в  нашем государстве проводится кадровая политика, и как-то все складывалось в умах, что строится она по каким-то непонятным принципам. Во всяком случае, деловые качества - отнюдь не на первом месте.

Но,  видать, Астане пришла пора превращаться из провинциального города в настоящую столицу, и сделать это поручено Шукееву. Потому как в Костанае он сумел поднять именно те сферы городской жизни, которые отрывают нас от обрыдлости провинциального существования. Причем сделал он это в условиях, когда Президент критиковал за увлечение строительством ледовых дворцов, а местное население «противоречиво» относилось к расходованию средств на замену тротуарного асфальта непривычной брусчаткой.

Все это лишь предположения. И можно было бы ограничиться констатацией появления у костанайцев новой темы для кухонных разговоров ( факта, малоинтересного в масштабах республики), да разве что посочувствовать местной управленческой элите, которая с приходом нового акима вынуждена озаботиться прочностью собственной посадки в руководящем кресле. Но в том-то и дело, что в этот период в Казахстане произошло несколько достаточно заметных кадровых перемещений. В связи с чем невольно рождается сакраментальный вопрос: к чему бы это? То ли реализуется главный принцип в работе с руководящими кадрами  нашей страны: не дай «закиснуть» в одной должности, и – боже упаси! – обрасти прочными человеческими связями; то ли перед «верными солдатами Президента» (как назвал себя один из акимов) встали какие-то новые задачи?

Кто шагает не в ногу?

Наверное, есть и то и другое. Когда руководители избираются, ротация кадров носит естественный характер и смена происходит лишь тогда, когда «кадр» не удовлетворяет граждан, его избравших, или у него появляется сильный соперник. В системе «назначенцев» все обстоит иначе. Чем  руководствуется человек, сидящий  на вершине управленческой вертикали, принимая решение о замене ключевых фигур, знает только он, да разве что глава президентской администрации. И хотя о требованиях, которые сейчас предъявляются к государственным служащим, Президент Нурсултан Назарбаев подробно говорил на недавно состоявшемся республиканском совещании, посвященном вопросам «совершенствования государственной кадровой политики», на практике он, похоже, руководствуется другими соображениями.

Это очень тонко чувствуют акимы. Не зря же руководитель Атырауской области Аслан Мусин там же много слов посвятил проблеме соблюдения лояльности политике нынешнего главы Казахстана. Президент проблему «политической благонадежности» госчиновников обошел стороной, сказав лишь, что «стране нужен государственный аппарат, состоящий из патриотичных, политически нейтральных, преданных делу, профессионально подготовленных кадров, твердо стоящих на страже закона и только государственных интересов», однако некоторые акимы не преминули отметить, что Казахстан добился успехов в реформировании именно благодаря тому, что госаппарат верно следовал курсу, заданному Нурсултаном Назарбаевым. Г–ну Мусину, например, давно уже ясно, что для госслужащих «есть одна генеральная политическая концепция, которую определяет в стране лишь один человек – глава государства …Если  чьи-то внутренние убеждения и миропонимание расходятся с этой концепцией, то будет гораздо честнее подать в отставку и заниматься реализацией собственной политической доктриной».

 Надо так понимать, что акимы готовы разделить и ответственность за сделанные главой государства ошибки. Правда, об этом никто ничего не сказал.

Очевидно, проблема лояльности главе государства на упомянутом совещании возникла не случайно. Вполне возможно, что тема «совершенствования» кадровой политики для столь широкого обсуждения была вынесена с целью консолидации управленческой элиты, о расколе которой последнее время так много пишет пресса. Поводом для таких разговоров послужил демарш главы Агентства по ЧС Заманбека Нуркадилова. Теперь уже бывшего.

Выпал из строя.

Нет, он не подал в отставку по причине того, что его «внутренние убеждения и миропонимание» расходятся с «генеральной политической концепцией». Его уволили. После того, как начал публично задавать вопросы Президенту про какие-то счета в иностранных банках и о бизнесе его ближайших родственников. Снятие с  должности официально мотивировано недостатками Нуркадилова в руководстве ведомством. Но, поскольку такому решению предшествовало проявление «любопытства» уволенного по поводу некоторых коммерческих подробностей  жизни семьи Президента, то и вывод напрашивается стандартный: «пламенному Заке» дали возможность иметь больше свободного времени, чтобы он «правильно» формулировал вопросы, возникающие в его голове.

Сказать, что поступок г-на Нуркадилова стал причиной для представительного совещания чиновников, все равно, что объявить мышь, грызущую нору в углу комнаты, виновной в переезде хозяев на другую квартиру. Событие, конечно, неприятное, ну, а мышеловка-то на что?

Тем не менее, некоторые схожие тематические перепевы можно было бы отметить. Президент Назарбаев в своем выступлении предлагал научить политиков и госслужащих думать о благе общества, которому ты служишь, а не о выгоде для себя; чтобы госслужащий жил, не опасаясь вопроса «на что живешь?», уметь распоряжаться властью, которую дал народ, не поддаваясь ее соблазнам и т.п. А г-н Нуркадилов, будучи председателем Агентства по ЧС, почему-то решил всенародно выяснить у г-на Назарбаева, как тот соблюдает данные принципы, и, видать, выбрал не ту форму. Или нарушил неписаные правила чиновничьей этики, не рекомендующие задавать подобные вопросы своему патрону. За что и был признан неспособным руководить своим ведомством, и получил большую возможность «заниматься реализацией собственной политической доктрины».

Нужен мусоровоз.

Говоря о расколе в управленческой элите Казахстана, главной его причиной аналитики называют отсутствие возможности у отдельных представителей этого слоя общества участвовать в принятии решений государственной важности. Господа мусины не подпускают. О людях, имеющих особое мнение, отличное от «генеральной политической концепции», они говорят, что те «не сумели реализовать себя во власти, хотя государство выдало им в свое время достаточно высокий кредит доверия. А сегодня они в одночасье стали реформаторами и возомнили себя великими вождями нации» (из выступления А. Мусина). Подобные выводы показательны. Из  этого следует, что за время «авторитарной демократии» среди руководящего люда неизбежно накопилось столько «мусора», что все ценные рекомендации и благородные призывы главы государства, сделанные им во время совещания, могут утонуть в номенклатурном хламе.

Ну, скажите, как чиновники, подобные атыраускому акиму, будут выполнять его наставления быть «вежливыми, терпимыми, тактичными, деликатными, справедливыми»? Эти люди живут прежними установками на собственную вживаемость в рыночные условия, «освященную» демагогией об абстрактном служении Её Величеству Реформе, под которой скрываются мелкие страстишки на предмет собственного обогащения за чужой счет. И, если уж на этом совещании наш земляк – теперешний аким г. Костаная г-н Садуакасов - заявил, что раз в Казахстане государство смогло вывести экономику в короткий срок из кризиса и «улучшить жизнь людей,  значит, государственный менеджмент оказался на высоте и чиновники не зря едят хлеб», то почему бы не вспомнить, кстати, и о том, что многие идеи по социальным вопросам были подсказаны власти как раз теми самыми людьми из оппозиции, которые «возомнили себя вождями нации». Что же касается «государственного менеджмента», то давайте не будем. А то ведь можно вспомнить и о тысячах умерших по причине непредвиденной бедности, и о миллионах уехавших за лучшей долей в другие страны. Теперь вот мы кусаем локти от отсутствия квалифицированной рабочей силы. Давайте, уважаемые  господа начальники, спросим сами себя: где бы мы уже были, если бы в нашей стране сейчас было бы в достатке не скороспелых юристов и экономистов, а нормальных профессионалов, востребованных новыми условиями?

Вместо армии – демократия.

После принятия в 1999 году Закона «О государственной службе» в нашей стране создана достаточно стройная система работы с кадрами госслужащих. Тут тебе и специальные учебные  заведения, и курсы повышения квалификации и конкурсный набор. Однако, не хватает главного – чиновников, способных взять на себя смелость самостоятельно принимать  решения. Если таковые и появляются, то их быстро переводят в ранг «возомнивших себя вождями нации». Кто после такой оценки осмелится проявлять инициативу? Тем более, если она в чем-то не совпадает с «генеральной политической концепцией». К слову сказать, знающих конкретное содержание этой «концепции» среди так называемых «лояльных» чиновников еще и не так просто найти. Так что тут сразу еще и не поймешь, о чем господа мусины ведут речь.

 Можно – как предлагает глава государства - всех госслужащих обучить компьютерной грамоте, государственному и английскому языкам, повесить на лацканы служебных пиджаков специальные значки, обеспечить чиновникам необходимые условия для труда и отдыха, и даже добиться соблюдения служебной этики. Однако, кто будет заботиться о подборе людей, не только дисциплинированно исполняющих указания старших по должности, но и проявляющих инициативу, способных рисковать своим креслом ради общественного дела? Для этого должен измениться общий климат в политической системе Казахстана. Когда творцом, генератором идей может быть не только человек, венчающий пирамиду власти, но и вся масса у основания этой пирамиды.

А пока … Эта самая «масса», видя, что к ней не прислушиваются во время принятия политических решений, перестала ходить на выборы, представители элиты, имеющие собственное мнение, отличное от «генеральной», утешают себя созданием оппозиционных партий, а «лояльные» чиновники, разгребая обломки собственной кипучей реформаторской деятельности, гордо надувают щеки при каждом маленьком достижении. Так можно ехать долго. Но недалеко.

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

КАДРОВЫЙ СИНДРОМ
Перестановки высокопоставленных руководителей в Казахстане - дело привычное.

ЮРИЙ ХИТРИН: «Я ПРОШЛЯПИЛ БЫ ТОЧНО!»
Конституционный совет признал проект закона «О СМИ» незаконным

«ДИАПАЗОН» - ПЕРВАЯ ПОБЕДА
Решением Актюбинского облсуда учредитель газеты "Диапазон" Михайлов освобожден из заключения

КАЗАХСТАНСКИЕ ГАЗЕТЧИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ДВИГАТЬ СТЕНЫ
Передел собственности в медиа-бизнесе идёт рука об руку с наступлением на свободу слова

ОПРОС
Проект закона «О СМИ» не принят. Как вы считаете, это реакция Президента Назарбаева на обращения журналистов, или депутаты совершили юридическую ошибку?