«Пока у человека есть автомобиль»

Георгий ГОВОРОВ

Участники международного ралли «Пекин - Париж» впервые проехали через Костанай

Костанайская брусчатка, пожалуй, никогда еще не видела колеса таких редких и старых экземпляров: «Форд», «Роллс-Ройс», «Остин-Хили», «Бентли», «Порше», «Фольксваген», «Вольво», «Ситроен». 19-20 июня пилоты редких автомобилей, участвовавших в международном ралли «Пекин - Париж - 2019», побывали в Костанае. В прошлом номере мы успели  рассказать вам эту новость. Но масса «вкусных подробностей» этого уникального события осталась за кадром. Восполняем. 

Участники ралли въезжают на главную площадь Костаная

Позади у водителей - Китай, Монголия, Алтай, Казахстан и почти полностью Россия. Далее - в Финляндию и на паромах через Финский залив по странам Северной Европы, чтобы 7 июля финишировать в столице Франции.

В сердце областного центра участники пробега въезжали по живому коридору, который образовали костанайцы

Немного истории

Идея пробега принадлежала французской газете Le Matin. На страницах издания 31 января 1907 года появилось сообщение: «Решится ли кто-нибудь этим летом проехать от Пекина до Парижа на автомобиле?»

- Необходимо доказать, что, пока у человека есть автомобиль, он может сделать все что угодно и добраться куда угодно, - писала газета.

Только сотовые телефоны не вписываются в общую картину старинного салона автомобиля

Автомобили в те времена были редкостью. Маршрут пролегал через отдаленные регионы Азии. До этого уникально дерзкого мероприятия от Пекина до озера Байкал добирались только на лошадях.

Гонка, в которой участвовали аж 5 автомобилей, стартовала 10 июня от посольства Франции в Пекине. В каждой машине в качестве пассажира ехал журналист. Чтобы передавать информацию, маршрут ралли был построен вдоль линий телефонной связи. Победителем гонки стал итальянец Шипионе Боргезе, сопровождаемый журналистом Луиджи Барзини-старшим. Будучи уверенным в превосходстве своего автомобиля Itala 35/45 HP, он отошел от заданного маршрута, заехав из Москвы в Санкт-Петербург на заранее заготовленное торжество, после чего вернулся на трассу и продолжил гонку, которая завершилась ровно через 2 месяца после старта - 10 августа.

Следующий пробег из Пекина в Париж состоялся лишь через 90 лет. После еще один перерыв на 10 лет. И вот с 2007 года ралли «Пекин - Париж» проводится регулярно - раз в три года. Маршрут каждый раз меняется, но есть города, которые в маршрутном листе традиционны. Костанай не из них. В наш город международное ралли заехало впервые. Как и в 1907 году, участники посетят Москву и некоторые европейские столицы.

Реалии ралли

Несмотря на то, что автопром далеко ушел за 112 лет в своем развитии, и сегодня это путешествие занимает даже на исторически заслуженных машинах почти в 2 раза меньше времени, чем когда-то. Легкими условия этого пробега не назовешь. Например, в этот раз из Пекина стартовали 120 автомобилей, а до Костаная добрались около сотни.

Сразу по приезду участники приступают к ремонту своих авто и звонят родным

И сегодня, как когда-то, в каждой машине - двое. Один выполняет роль водителя, другой - навигатора. Обязательное требование к участникам ралли - уметь починить своего «железного коня». Чинить не всегда удается в благоустроенном автосервисе, да и навряд ли в таковом найдется  что-то для уникальных древних экземпляров. Поэтому багажники и задние сиденья автомобилей буквально у всех забиты деталями и инструментами.

Некоторые экипажи состоят из членов одной семьи. На своей Volvo 1961 года чета Баумхакеров из Германии путешествует много лет. Уникален у этой машины двигатель В18. Он славится своей долговечностью. В историю вошел Volvo P1800 1966 года, укомплектованный этим двигателем, проехал 4 890 993 км.

Семья Баумхакеров из Германии на своей «Volvo» путешествует давно

- Я навигатор, мой муж водитель, - рассказала ХИЛЛА БАУМХАКЕР. - Идея участвовать в ралли полностью принадлежит моему дорогому мужу. Я подчинилась его страсти к автомобилям. В Казахстане я впервые, хотя мне много рассказывала про вашу страну моя коллега, которая когда-то уехала из Казахстана в Германию. Рассказывала так увлекательно, что я очень рассчитывала на это путешествие. И вот я здесь.

На главную площадь города пилоты въезжали по живому коридору, который образовали костанайцы, активно приветствовавшие участников автопробега. Машины медленно продвигались со стороны русского драматического театра в направлении огороженной металлическим забором парковки напротив областного акимата. Люди подходили к водителям, здоровались, делали селфи. Особенно гостеприимно встречали машины с открытым верхом. Горожане, завидя, что железо никак не отделяет их от иностранцев, спешили обнять немножко растерявшихся водителей.

Надпись на капоте одного из участников ралли гласит: «Мы можем сделать это»

Автомобили ретроралли делятся на 2 категории. Большинство участников приехали на классических машинах - 1942-1976 годов сборки. Авто предвоенного периода считаются винтажными. По условиям конкурса важно, чтобы стоимость техники не превышала 1 млн евро.

Без языкового барьера

Экипажей из России было только два, но они вызвали у костанайцев настоящий ажиотаж. Горожан привлекали знакомые с детства машины. Они получили уникальную возможность «допросить» участников ралли без языкового барьера. На несколько часов россияне стали самыми популярными мужчинами на площади. Их машины не требовали большого ремонта, поэтому времени поговорить с местными у гостей с севера было предостаточно.

Сергей РОГУЛИН из Барнаула вместе с немецким другом Хансом Штефером из Магдебурга (Германия) договорились участвовать в ралли через Интернет. Для допуска к участию каждый экипаж внес стартовый взнос. В пересчете на российские рубли, подсчитывает Рогулин, это 5 млн (приблизительно 30 млн тенге). В эту сумму входит бронь отелей и организация питания. Однако бензин участники всегда покупают сами.

Сергей Рогулин из Барнаула договорился участвовать в ралли с другом Хансом Штефером из Магдебурга через интернет

- «Волгу» купил специально для пробега за 40 000 рублей. Это дешево. У некоторых участников столько только болты на колесах стоят, - смеется Сергей. - Жена сказала, что я ненормальный. А я взял и поехал, она работает, а у меня на пенсии есть время участвовать в ралли. Если верить нашему спидометру, то «Волга» за всю свою жизнь проехала уже больше 102 000 км. А нам все равно. Мы приехали и пошли пить газировку, а европейцы сразу полезли ремонтировать своих железных коней. И так всю дорогу. Нам же достаточно просто протереть стекла. В Казахстане нам нравится. Дороги гораздо лучше, чем в Монголии, например.

На своих «Жигулях» третьей модели, которым уже 43 года, Александр ГОВОР и Максим Отмахов благополучно добрались до Костаная. Экипаж из Новокузнецка. Свою машину они позаимствовали у местного музея ретроавтомобилей, где работает Александр.

Александр Говор и Максим Отмахов из Новокузнецка уже проехали монгольские пустыни и казахстанские степи

- Мы из Кузбасса, регион 42-й. В ралли во многом участвуем из чувства патриотизма, едем на русской машине. Хотя тоже могли взять из нашего ретромузея «Мерседес» или «Ягуар», - не без гордости заявил Александр Говор. - Уже давно перестали считать, сколько километров осталось позади. В пути всякое происходило. Машина ломалась, мы ее ремонтировали. Настроены доехать до конечного пункта. На руках донесем, но в Париже будем.

Гостей костанайцы просили оценить казахстанские дороги. Как признался Александр, чаще их маршрут пролегает по природным ландшафтам. На асфальтированные дороги участники выезжают, только когда приближаются к городу. Тот отрезок, который они преодолели на пути к Костанаю, россияне оценили коротко и вежливо: «Было неплохо». Свои шансы доехать до финиша Александр и Максим оценивают как высокие. Признаются, что машина надежная. Достать запасные детали гораздо проще, чем для раритетов прошлого века. Это их важнейшее преимущество.

Большинство участников в путь погнали любопытство и жажда приключений, но есть и те, кто готов бороться за кубок ралли. Ретроавтомобили соревнуются в скорости прохождения отдельных участков маршрута. Кроме того, важно пройти через точки, которые отмечены на GPS-навигаторе.

То, чего мы никогда не видели

Джайлз КУПЕР из Австралии. В ралли он участвует на одной из самых знаменитых британских машин «Остин-Хили» в качестве навигатора. Его автомобиль - один из первых представителей этой марки, построен в 1954 году.

Экипаж из Австралии нарисовали на крыле своего «Остина Хили» карту ралли, на которой исправлено название столицы Казахстана

- Мой путь в Казахстане очень длинный, у вас невероятно большая страна. Очень много солнца. Почти нет дождей, - отмечает англичанин. - Я готов ко всему. «Остин-Хили» разрабатывался как один из первых гоночных авто. Хотя в большей степени наш успех зависит от моего напарника Эштона Роскилла, он пилот. Моя задача - только указать направление, куда мы поедем.

Огромные расстояния в Казахстане стали сюрпризом для пилота из Бельгии Германа ГЕКАНА. Он единственный участник, который путешествует на французском трицикле. Это такой старинный мотоцикл с двумя передними и одним задним колесами. Техника получила название «Мототри Контал». Конечно, сейчас от оригинального трицикла осталась только компоновочная схема и балка переднего моста. По фабричной маркировке этих самых старых деталей трицикл формально можно отнести к 1907 году. Хотя, конечно, с тех пор он подвергся очень глубокой модернизации.

Такой же французский трицикл участвовал в ралли 1907 года

- Цель моего приключения - повторить путь, который проделал этот агрегат в далеком 1907 году, когда он и был собран, - рассказал «НГ» Герман. - Тогда трехколесному аппарату не повезло, его путешествие закончилось, едва начавшись, где-то в песках пустыни Гоби. В Казахстане я впервые, у вас чудесные ночи. Я никогда не забуду наши остановки в лагере под открытым небом.

Табличка формально подтверждает, что авто 1907 года сборки, только после очень глубокой модернизации

Трицикл, как неудивительно, в Костанае был в тройке лидеров ралли. Он хоть и очень старый, но довольно комфортный. Пассажир сидит впереди в мягком кресле, а водитель - сзади на подпружиненном сиденье управляет техникой с помощью гигантского руля, состоящего из двух почти метровых рычагов. Дорогу видно хорошо, проходимость отличная.

Паровой автомобиль «Вайт ММ Пульман», 1910 года выпуска, выглядел очень заметно и ассоциировался с первыми немыми лентами кинематографа. Как будто кто-то решил снять в Костанае фильм о жизни города перед революцией.

Паровой автомобиль «Вайт ММ Пульман», 1910 года выпуска, способен  разгоняться до 60 км/ч

Автомобиль действительно уникальный. У машины паровой двигатель. Несмотря на то, что аппарат продемонстрировал способность разгоняться до 60 км/ч, ехать он так может недолго - 3-5 километров, после чего требуется остановка для заправки водой. Машину сопровождает персональная «техничка», которая везет в том числе и воду.

Экипаж старается выглядеть под стать своей технике. Митч Гросс из США и его друг Кристофер Рольф из Соединенного Королевства в любую погоду путешествуют в шляпах с ремешками и запачканных в машинном масле белых брезентовых плащах. Эдакие американские фермеры.

Митч Гросс и его друг Кристофер Рольф в любую погоду путешествуют в шляпах с ремешками и запачканных в машинном масле белых брезентовых плащах

Элиот и Борис ГРУЗМАНЫ приехали из Калифорнии (США). Отец и сын путешествуют на собственном «Ягуаре», 1965 года сборки. Победить они не рассчитывают, в ралли участвуют ради удовольствия. Хотя машина британской марки, собрали ее в Америке. Машину американцы купили и сами отреставрировали.

Элиот Грузман: «Сложнее всего было в Монголии. Запомнилось, как мы застряли в пустыне и прожили в изоляции почти сутки»

- Сложнее всего было в Монголии. Запомнилось, как мы застряли в пустыне и прожили в изоляции почти сутки, - рассказал «НГ» Элиот Грузман. - Люди в Костанае нам обрадовались. Как и в любом городе, они нам машут, гудят, что-то кричат в надежде, что участники их услышат. Они веселые, но я уже устал, и немного это раздражает.

Фары «Ягуара» очень похожи на живые человеческие глаза

На ралли «Ягуару» приходится туго. Частые поломки отражаются и на внешнем виде авто. В Монголии от тряски сломались защелки капота. Элиот и Борис попытались починить крепления сваркой, но и это не помогло. В итоге капот перетянули ремнем.

 Случаи разные бывают

- Я представляю организаторов мероприятия, компанию Kyrgyz Concept. Мы ведем эту группу машин с российско-монгольской границы, - рассказал Таалай НАСИРДИНОВ. - За 36 дней они должны пройти очень опасные участки. Без проблем, конечно, не обошлось. В Монголии машина перевернулась. В Нур-Султане произошло ДТП. Гражданин Казахстана врезался в одного из наших участников. Но там был страховой случай, поэтому конфликт удалось быстро погасить.

Ломаются машины часто. Главный враг автомобилистов - природа. Двигатели на жаре перегреваются, или днище повредит какой-нибудь камень. К условиям ралли водители уже заметно привыкли. Каждый подъезжающий на площадь экипаж действовал по отработанному алгоритму. Навигатор уходил отмечать свое авто у организаторов, пока водитель осматривал технику. Сначала проверяют капот, важно проверить двигатель, как признаются водители, это один из самых уязвимых агрегатов. Возвращается навигатор, и вместе с водителем они раскладывают под машиной подстилку, чтобы можно было осмотреть дно и колеса.

Американский «Шевроле» очень напоминает советскую «Волгу ГАЗ-21»

Долго у своих машин владельцы не задерживаются, если, конечно, нет нужды в серьезном ремонте. Но иногда своими силами справляться не удавалось, и у ворот костанайских СТО появлялись самые дорогие во всех смыслах автомобили.

Кто-то из тех, кого миновали поломки, бежал прогуляться по городу. Но большинство устало брели к гостинице.

Автомобили покинули площадь Костаная на следующее утро, 20 июня

В Костанае участники ралли отдохнули одну ночь. Уже в 8 утра, 20 июня, каждые пять минут площадь покидали автомобили. Они прикладывали свои карты к специальному устройству и только после этого стартовали. Некоторые покидали площадь одновременно парами - наверное, идут ноздря в ноздрю.

Праздник уехал. И вернется ли, кто знает?

Фото Николая СОЛОВЬЕВА