Николай ГИНЬЯТОВ: Детский сад какой-то...

22 мая на отчетной встрече с жителями аким Рудного Виктор ИОНЕНКО ответил на вопрос о введении платы за проезд по автодорогам республиканского значения. Причем сделал он это в довольно эмоциональной и упрощенной форме:
- В год вы заплатите всего 3 000 тенге. Вы хотите по хорошей дороге ездить? Вам 3 000 жалко или нет? Или по плохой будем ездить, но бесплатно. Ну, господа, давайте уже, честное слово, детский сад какой-то…
По мнению Ионенко, вопрос платных дорог, видимо, сводится
к банальной дилемме: либо по-хорошему, но за деньги, либо по-плохому, но бесплатно.
Однако на деле все значительно сложнее. Разберемся по пунктам.
Во-первых, на строительство и содержание автодорог уже предусмотрены налоги и сборы, которые платят все участники дорожного движения, включая грузовой транспорт. И это далеко не «всего 3 000 тенге в год». Кроме того, введение платы за проезд негативно влияет на логистику: дорожают перевозки, а с ними и цены на товары - от продуктов питания до стройматериалов и всего на свете. Речь идет не о «копейках», а об экономике целого региона и о порядке пользования всей транспортной инфраструктурой всеми видами автомобильного транспорта.
Во-вторых, говоря далее в своем ответе рудничанину о «бесплатной федоровской трассе», Ионенко, видимо, вводит в заблуждение. Речь идет о дороге Костанай - Кайрак, которую у нас принято называть «федоровской», которая также является платной для отдельных категорий транспорта. Да, на ней действительно часто происходят ДТП, включая трагические случаи со смертельными исходами. Но причина аварийности - не в бесплатности дороги, она с февраля текущего года очень даже платная.
В-третьих, согласно официальному договору между АО «НК «ҚазАвтоЖол» и ТОО «АБЗ плюс» (№ 090140000306/240884/04 от 16.01.2025), стоимость среднего ремонта участка автодороги республиканского значения А-22 (515-547 км) между Рудным и Костанаем составляет 5,91 млрд тенге, а не 18 млрд, как на публику заявил рудненский чиновник. Веб-портал госзакупок в помощь. 18 млрд - это в лучшем случае стоимость ремонта всех участков республиканских дорог во всем регионе, которые получило ТОО «АБЗ плюс» (пять договоров госзакупок, которые автор недавно перечислял в «НГ», включая Кайрак - 412-й пикет, два участка в Житикаринском районе на границу с РФ, один в Аулиекольском - Костанайском районах).
Протяженность участка Костанай - Рудный - 31,5 км, а не 36 км. Дорога была построена в 1980 году, последний ремонт - в 2017 году, текущий начат в 2025-м. Это официальные документы, предоставленные КОФ АО «НК «ҚазАвтоЖол». То есть межремонтный интервал по факту - 8 лет. Таким образом, затраты составляют около 730 млн тенге в год, никаких 18 млрд на ремонт нет и близко.
Отмечу, что ремонт республиканских дорог никакого отношения к бюджету Костанайской области не имеет, не говоря уже о бюджете Рудного. Финансирование ремонта республиканских дорог осуществляется из республиканского бюджета через АО «НК «ҚазАвтоЖол» и даже не через областной филиал.
Заявления о том, что бесплатные дороги должны быть «разбитыми», оскорбляют как саму идею справедливого налогообложения, так и профессионализм тех, кто занимается дорожным строительством. Хотя насчет последнего так-то сомнений уже и нет.
И где у нас, собственно, детский сад? У нас в регионе в целом или у акима Рудного в кабинете в частности? Кто играется в детском саду? Та же транспортная прокуратура, которая прямо заявляет о незаконности введения платности дорог?
Автор - председатель ОО «Правозащитный Центр Костанайской области»
Последние новости
