Проверено - работает. Как я поставил себе тепловой счетчик и начал экономить по 11 тысяч каждый месяц

Александр ОЛЕЙНИК, гражданский журналист "НГ"

7 февраля 2022, 09:28 |  ЖКХ

Когда в 2008 году мы переехали жить в наш дом по ул. Топоркова в Рудном, система парового отопления была полусгнившая, батареи только в одной комнате и ванной. Но, несмотря на это, зимой в доме была температура выше 30 градусов. Задвижки не работали, и чтобы уменьшить жару, приходилось трубы обматывать простынями и тряпками.

Прибор учета тепловой энергии в частном доме по ул. Топоркова. Установлен в ноябре 2021 года

Однажды вечером сидели, смотрели телевизор, и вдруг, опустив ноги с дивана, я почувствовал воду. Трубы окончательно прохудились, появилась течь. Быстренько соорудив хомут, течь устранил, но приняли решение – весной меняем отопление полностью.

Запланировав капитальный ремонт, я начал думать о лучшем варианте - чтобы было экономично, энергоэффективно и долговечно. Остановился на методе разводки, в народе именуемом «ленинградка». Выбрал в качестве основного носителя трубы ХВПХ (хлорированные поливинилхлоридные). Пригласил специалиста. Он посчитал такую сумму, что я сказал: "Нет, пожалуй, сделаю всё сам". Сделал. Получилось. Температура в доме нормализовалась. Везде тепло, в каждой комнате 24 градуса. Трубы новые, задвижки новые, батареи аллюминиевые, биметалл. Красота. Живи и радуйся.

И тут Железорудная ТЭК решает менять трубы. Все бы ничего, но работы начинают проводить 7 января! В мороз -36. Другого времени у них не нашлось. Придя с работы, увидел новую трассу на улице. Потрогал - теплая. Значит, запустили. Захожу домой – холодно. Мою трассу они заморозили. Позвонил, прислали мастеров, которые окончательно сломали мои трубы. Помню, как слесарь спрашивает:

- Могу ли я еще чем-то помочь?

- Идите уже, - говорю. - Вы уже все сделали, что могли.

Целую неделю устранял последствия аварии, живя без отопления с электрическим обогревателем, ютясь в одной комнате. Пережили. Но с тех пор каждый год становилось всё хуже. Трубы, которые положили на улице, выглядели очень старыми. Видимо, бывшие в употреблении. Вскоре начали появляться свищи то в одном, то в другом месте. Потом была серия публикаций в "НГ" о плачевном состоянии труб на ул. Топоркова. После которых трубы поменяли.

Но в этот раз ТОО поставило напротив каждого дома на входе шайбу, ограничивающую пропускной диаметр трубы до 0,5 см, и зафиксировало пломбой под расписку. После этих манипуляций в домах на нашей улице стало холодно. 20–21 градус. По договору у них подача считается нормальной при 18 градусах, так что и не пожалуешься. Тарифы с каждым годом всё выше, тепла всё меньше.

В этот раз я задумался, как противостоять этой системе законными методами? Газетными публикациями их не проймешь, взывать к совести бесполезно ввиду ее отсутствия. Решил поставить тепловой счетчик. Выбрал фирму, созвонился, узнал расценки, сроки. Сказали что счетчик стоит 90 000 тенге, с установкой - 95 000. Но надо немного подождать – сейчас нет в наличии. Примерно через неделю пришли, установили. Все объяснили, показали. Удивились, что маленькие цифры. Я спросил, что именно.

- Скорость потока показывает 120.

- А должно быть?

– 500-600. Практически у вас движения нет, вода почти стоит.

Вызвал контролеров. Опломбировали, приняли на баланс. Счетов за тепло ждали месяц, уже после передачи показаний. Дозвониться в РКЦ невозможно. В обеденный перерыв – не попасть. Писал даже на электронную почту. Без ответа. С третьей попытки, отстояв 40 минут в очереди, узнали, что платить за месяц нужно чуть больше тысячи тенге. Для сравнения: в декабре 2020 сумма оплаты в теплосети - 14 603, а в декабре 2021 по счетчику - всего 1 000 тенге. Разница заметная. Большинство рудничан в частном секторе, в том числе и я, всё ещё оплачивают одну услугу в двух организациях: Рудненской теплосети и Железорудной ТЭК, несмотря на то, что уже больше года как они переданы в ведомство акимат и должно было произойти их слияние. Но это другая тема. В Железорудной ТЭК – сумма 970 тенге. В общей сложности сейчас оплата выходит около 2,5 тысяч в месяц. Экономия ежемесячно, по нашим подсчетам, 11 000 в месяц!

Наша статистика по расчетам с Рудненской теплосетью

Может быть, вы скажете сомнительная экономия – потратить почти сто тысяч, чтобы сэкономить одиннадцать. Конечно, это не круглый год, отопительный сезон с октября по май. Но за один сезон стоимость счетчика полностью окупается. На следующий год он будет экономить для меня. И теперь я оплачиваю ту услугу, которую мне поставляют. Стало ли у меня теплее? Нет. По-прежнему 20 градусов. Но зато я и оплачиваю соответственно тому, как поставщик поставляет услугу.

Что имеем?

Повышая тарифы и ухудшая качество поставляемых услуг, Рудненская теплосеть остается в зоне недосягаемости, в судах выигрывают, в уважении проигрывают. Но противостоять этой системе можно законными методами. К тому же в своих публикациях тарифной сетки они не скрывают дифференцирование тарифов для приборов учета и без приборов учета. На нашей улице прибор учета я установил первый. Можно посмотреть на сайте Железорудной ТЭК, какие дома уже пользуются этой услугой.

Публикация Рудненской теплосети в Инстаграм

Закон об энергосбережении принят уже десять лет назад. И с тех пор ведутся разговоры о индивидуальных приборах учета тепловой энергии. Если раньше счетчик стоил баснословную цену, то сегодня, эта услуга вполне доступна. Но почему же народ не пользуется? Возможно, недостаток информации или мотивации. Может быть, эта публикация окажет помощь и в информации, и в мотивации.