Что стоит за «налетом» на элеватор «Иволги» в Костанае

Галина ПЕТРЕНКО

11 августа 2017, 11:47 |  Государство

"Народные новости" о том, что 31 июля на территорию предприятия, расположенного на улице Дощанова, ворвались собровцы, на сайт ng.kz приходили несколько раз. Сейчас «НГ» располагает информацией о причинах проведения силовой акции.

По нашим данным, не только в Костанайской области и не только на «Иволге», но в целом более чем на 150 хлебоприемных предприятиях республики прошли и еще идут проверки - в рамах уголовного дела, которым занимается Генеральная прокуратура РК. А бойцы спецотряда быстрого реагирования участвовали в мероприятиях и взламывали лишь те двери, которые не открывались по первому требованию. Например, в Сарыколе, где на иволговском элеваторе три дня работали проверяющие, обошлось без участия СОБРа.

Для чего на хлебоприемных предприятиях изымают документы? Есть информация о том, что государство взялось наводить порядок в крайне непрозрачном секторе экономики, где стопроцентно рулят частные компании. В числе их - проблемные аграрные холдинги типа «Иволги» и «Алиби», оценивая ситуацию в которых глава государства в феврале этого года воспользовался выражением «в долгах, как в шелках».

Несоответствие объемов зерновых запасов, которые заявляет Казахстан, реальным - проблема давняя и очень плохо влияющая на деловую репутацию страны, которая претендует на ведущее место в мире по производству и экспорту зерновых. При этом половина запасов продовольственной пшеницы хранится на элеваторах, то есть как бы подвергается строгому учету.

Тем не менее, например, в 2015-м году разница между прогнозом конечных запасов у международных экспертных групп (USDA,IGC) и цифрами комитета статистики, была просто громадной. В августе 2015-го специализированное издание «Зерновые & масличные. Казахстан» приводило данные: USDA считает, что в Казахстане на 1 июля имелось 2,8 млн т пшеницы, IGC — 2,5 млн т, а казахстанская статистика в то же время - 4,2 млн т. Разница чуть не в 2 млн т. В июле, накануне нового урожая, хранить на элеваторах со всеми издержками столько зерна - странный бизнес. Тем более, что в том же году около 700 000 т зерна Казахстан ввез из РФ.

Подобными странностями еще в 2012-м году озаботился минсельхоз. Пресса писала, что на элеваторах обнаружена крупная недостача, тогда же заговорили о необходимости введения электронных зерновых расписок. Но судьба «потерянного» зерна осталась непроясненной. Возможно, ищут его или деньги за него, в конце концов, надо же когда-то в отрасли, которая занимается и хранением государственных зерновых запасов, свести баланс.

С повестки дня не снята и проблематика холдингов-должников, которые набирали и не отдавали кредиты, в том числе под залог зерна. Не выполняя обязательства перед банками и проигрывая затем суды, их решения агрогиганты не исполняют. Ради них по поручению президента была создана рабочая группа, что-то вроде совета кредиторов. Он еще к 1 марта 2017-го года должен был выработать решение, что делать с должниками, финансовые проблемы которых способны утопить любого кредитора. Однако, в срок группа не поспела. До сих пор выясняет финансовую состоятельность множества предприятий, которые весьма запутанно привязаны к холдингам.

- Банки предлагают привлечь независимую аудиторскую компанию, которая должна помочь провести более детальный анализ, на основании которого будет принято решение, - сообщила на днях изданию expert.kz вице-министр Гульмира ИСАЕВА, - необходимо завершить анализ финансового состояния 125 хозяйств.

Таким образом, у государства сегодня есть несколько очень веских поводов проводить проверки деятельности ХПП.