[an error occurred while processing this directive]
НА СЦЕНЕ БЫЛ КРОМЕШНЫЙ АД…
В Костанае булгаковский «Мастер и Маргарита» прошел без мистических ЧП, при полном зале и неполной труппе.
Стандартные места Школы детского творчества, обогащенные полутора сотней дополнительных стульев, были заняты все. В фойе метались те, кто не успел купить билет, и те, кому цена его - от двух до трех тысяч тенге - не по карману. Но даже признанные виртуозы халявного проникновения в зал вынуждены были отступить – «Русский независимый театр», представляющий произведение великого Булгакова и фирма «LGA Company», представляющие в Костанае «Русский независимый», непреклонны. Фотокамеры на спектакль не допускались.
При этом на сцене царил кромешный ад. В самом что ни на есть прямом смысле этого слова. Поскольку по режиссерскому замыслу действие происходит в дурашке, а заправляют им полномочные представители геенны огненной. Отсюда – стойкий запах серы, клубы удушливого дыма, ползущие со сцены, и зловеще красные отсветы, регулярно озаряющие всех обитателей сцены. В качестве адского антуража зрителю также предлагались элементы варьете с намеком на стриптиз.
По ходу спектакля актеры лихо меняли роли. Как сообщил корреспонденту «НГ» заслуженный артист России Владимир Филатов, дефицит труппы реально имел место быть. В ходе едва ли не ежедневных переездов из города в город от Израиля до Дальнего Востока, из строя вышли многие. Зарумянившиеся исполнители главных мужских ролей сообщили, что у обещанной Ольги Сумской изменились планы, и на замену пришлось ставить другую. Не было и упитанного любителя пива Александра Семчева, который должен был играть кота Бегемота. Но его отсутствие оказалось не столь заметно – Валентин Мельник играл весьма неплохо.
Однозначно хорош оказался Мастер и Иешуа Владимир Филатов, который честно и профессионально весь спектакль тащил эмоциональную доминанту. А вот Иварс Калныньш, чей чеканный прибалтийский профиль так мил сердцам костанайских любительниц кино, в роли Прокуратора оказался не очень. Профиль был. Не было характера. В отличие, кстати, от Елены Незнанской в роли Геллы. Гелла, «исполняющая» у маэстро Булгакова яркую, но эпизодическую роль, в варианте, предложенном «Русским независимым», получилась едва ли не главной героиней. Эдаким блестящим ударением, расставляющим акценты в каждой сцене спектакля. Поверить, что Елене Незнанской едва минуло восемнадцать трудно, настолько четко работает она на сцене.
Общее впечатление: над спектаклем работали профессионально. Свет, лазерные спецэффекты, сценография в целом явно делались не провинциальными специалистами.
Вопрос о мистическом влиянии спектакля на судьбы играющих в нем для труппы - и больной, и надоевший одновременно. «Да, - признался актер Виктор Маруженко, - случается всякое, типа сломавшегося автобуса, накладок с актерами или повальными болезнями, выводящими из строя артистов с завидным постоянством».
Как раз Маруженко есть о чем говорить. Последний спектакль, в котором играл покойный Виктор Авилов, был именно «Мастер и Маргарита». На гастролях в Израиле, где история про Ершалаим и Иешуа звучала совсем по-особому, он почувствовал себя плохо, – рак печени. Больше он на сцену не вышел. На гастролях в Берлине у Авилова дважды наступала клиническая смерть. Валерий Ивакин, получивший роль Воланда после Авилова, прервал гастроли – инсульт. Маруженко же был утвержден на роль 22 августа – в день смерти Виктора Авилова.
Кстати, о мистике. Режиссером спектакля числится Валерий Белякович, главреж московского театра на Юго-Западе – одного из самых популярных театров-студий России. И впрямь, «Мастер и Маргарита» уже лет семь идет на сцене этого театра. И в главной роли спектакля до недавнего времени выступал Виктор Авилов. И все-таки, тот спектакль с тем, что показывали нам, имеет крайне мало общего.
«Нет, - утверждает Владимир Филатов, - это не калька с того спектакля и не варианты на тему. Это совершенно особая постановка».
При всем вышеизложенном зритель «Мастера» принимал «на ура», с пятиминутными финальными овациями и недежурными цветами. Почему? Да потому что нам сегодня с голодухи хватает совсем немного. Даже если большое искусство слегка потрепано в бесконечных поездках по провинциям и глубинкам. Что делать? Смотреть побольше, надеясь на закон перехода количества в качество. И спасибо «LGA Company», которые привезли нам «Русский независимый».
Алия ДЖАМАНКУЛОВА
[an error occurred while processing this directive]