Когда дорога - сплошная безнадега

Жители Первомайского больше 25 лет требуют замены асфальта 

Село Первомайское Федоровского района цветет и пахнет. Аккуратно побеленные домики, цветы в каждом палисаднике, улицы, утопающие в зелени... Есть школа, детский сад, Дом культуры, питьевая вода и рабочие места. Нет только одного - дороги. По асфальтовым развалинам, которые когда-то ею были, приходится ползти с черепашьей скоростью, чтобы не оторвало бампер. По полевой быстрее, но в распутицу ею не воспользуешься. Сельчане бьют тревогу с 90-х годов, но денег на восстановление жизненно необходимой дороги в бюджете почему-то не находится...

На 35 км этой дороги придется потратить 1,5-2 часа

И ладно бы село находилось у черта на куличках. Но Первомайское расположено всего в 35 км от райцентра - п. Федоровка. Эти злосчастные километры не ремонтируются с 1975 года.

 

  Дорога в с. Первомайское с 1975 года видела только ямочный ремонт

Корреспонденты отправились на тест-драйв убитой дороги 25 августа. Когда мы отъехали от Федоровки, появилось малодушное желание свернуть на полевую - больше 30-40 км/ч разогнаться было невозможно. Потрескавшийся асфальт состоит из ям и трещин разного калибра. В общем, мы поняли, что жители Первомайского, которые написали в редакцию коллективное письмо, были правы - проехать по их дороге и не выругаться способен только святой. На протяжении всего пути больше таких мучеников мы не встречали. Судя по пыльному облаку, окутавшему поля, остальные выбрали из двух зол меньшее. Даже с учетом того, что по полевой дороге приходится «нарезать» огромные петли между «клетками», до Первомайского по ней можно добраться в 2 раза быстрее.

Худо-бедно часа за полтора мы добрались. Местные жители показали домик ярых борцов за дорогу - пенсионеров Дулата и Батимы ШУКПАРОВЫХ.

 Ямы изредка засыпают шлаком, но его быстро смывает дождями

- Дед не успевает «шаровые» менять, - вздыхает Батима Шукпарова. - У нас «семерка», не джип какой-нибудь, вот и ломается вечно. Писали мы уже и акиму области, и акиму района, а толку нет. Бывший аким района Ахметов сказал: «Все деньги ушли на ЕХРО». Это как же так? Я уже говорю деду: «Бросим клич, возьмем мешки, засыплем хоть какие-то ямы шлаком». А то даже дети к нам из города не приезжают. Говорят, что им проще до Астаны добраться.

Отсутствие дороги бьет не только по машинам, но и по карману сельчан. Подвоз угля в Первомайское стоит 12 000-15 000 тенге, такси от Федоровки до их села - 6 000-7 000 тенге.

- И таксистов понять можно, - говорит Дулат Шукпаров. - Им, бедолагам, машину гробить приходится. А кое-кто услышит, что в Первомайское надо ехать, так и за 10 000 не поедет. Скорая помощь от нас до райцентра 2 часа добирается.

И хорошо еще, что хоть иногда добирается. Осенью, зимой и весной в райцентр возят только самых экстренных пациентов, и то не на скорой. К примеру, местную жительницу Людмилу Барабаш, которой, по словам местных, осенью «срочно понадобилось родить», доставили в Федоровку на «Кировце».

По словам старожила поселка Геннадия МОЛОДЕЦКОГО,  дорогу никогда капитально не ремонтировали. Периодически засыпали ямы, но латки долго не держались. А ведь в этом году дороге исполнилось 32 года. 

 Зинаида Борзенко: «Дорогу мы потеряли в 1991 году»

- Ее построили в 1975 году хозяйственным способом - за счет премиальных рабочих совхоза, - вспоминает пенсионерка Зинаида БОРЗЕНКО. - В 1991 году, когда у нас появилось ТОО «Иволга», мы потеряли дорогу - КамАЗы разбили то, что осталось. Все это время мы писали в разные инстанции. Последний раз написали письмо Архимеду Мухамбетову в апреле этого года. Пришло уведомление, что ответ будет через 10 дней. До сих пор его нет. Я ездила на прием в «Нур Отан», пообещали этот вопрос взять на контроль. Но денег так до сих пор и не выделили.

Как оказалось, за все годы хождения по инстанциям никто не озаботился даже проектно-сметной документацией на дорогу. ПСД появилась только в феврале 2017 года. Об этом нам сообщил аким Федоровского района Тауба ИСАБАЕВ:

- Согласно ПСД, на ремонт дороги до села Первомайское требуется 937 637 900 тенге. Это не капитальный, а средний ремонт. Рассчитали, что на 1 км уходит приблизительно 30 млн тенге. Таких денег в бюджете района нет. В связи с этим мы подали заявку на выделение средств через ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области». Такие же заявки мы написали на выделение средств на ремонт дорог в Новошумное протяженностью 12 км и Лесное - 9 км. На все это требуется порядка 1,5 млрд тенге.

По словам заместителя начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области Гилимбека ШОХМЕТОВА, заявка будет рассматриваться на бюджетной комиссии в сентябре-октябре.

Актуальность заявки будут оценивать депутаты. Естественно, никаких гарантий, что ее одобрят, нет. Сколько на нашей памяти зависших заявок? Тьма. А ведь «срок годности» ПСД недолог - всего-то 3 года. По истечении этого времени придется готовить новую документацию, которая снова потребует вложений.

Конечно, жители Первомайского не одни такие дорожно-безнадежные. Но все поселки в области не объедешь, особенно с учетом того, что к некоторым не так-то просто подобраться. Поэтому при подготовке материала мы обратились за помощью к читателям на нашем форуме и пабликах в соцсетях - попросили описать самые ужасные участки дорог. Откликов было много, самые эмоциональные мы публикуем в колонке. География их широка: как оказалось, больные места есть почти в каждом районе, впору карту составлять, которую хорошо бы повесить в кабинетах чиновников.

Добравшись до Тобола, раньше все продолжали путь в сторону Лисаковска и Денисовки.... Но все знают, что от Денисовки до с. Ливановки дорога уже лет 10 как отсутствует полностью, и хочется просто выпить за упокой ее души. В общем, там не ездит практически никто. В настоящее время ее вроде как делают, будет новая трасса, но, по разным слухам, от 10 до 20 км еще не сделано.

Возвращаемся к ст. Тобол. Перед нами встает вопрос, куда дальше двигаться: или к Денисовке по дороге, которая тоже за последние лет 10 очень сильно разрушилась, а затем по «дороге жизни» надеяться доехать до Житикары, по еще более худшей дороге (не вся, но половина уж точно) до Камыстов, далее - до развилки и направо. Но это очень большой крюк и времени + 1,5-2 часа. Либо поворачивать налево в сторону Новоильиновки, а затем через Октябрьский до с. Арка (Красный Октябрь).

В общем, через Житикару - тоже не вариант. Поворачиваем на Новоильиновку. Тут начинается просто трындец. 3 года назад там еще что-то было, по чему можно было ехать. В данное время, видимо из-за возросшего потока большегрузов, дорога разбита полностью. Приходится постоянно выискивать объезды, фарватер и т. п.

До Новоильиновки не так далеко, но едешь по этому участку очень медленно. Затем - поворачиваешь направо в сторону Октябрьского, примерно с  километр - дорога только для тракторов — грунтовка, из которой торчат камни. Затем 2 км разбитого асфальта с ямами. Далее непонятно откуда взявшийся, будто из другой реальности, участок без ям, по которому можно впервые после Рудного держать 100+ и не бояться умереть. Но он короткий и проезжаешь его за 3 минуты.

Добираемся до Октября, мост через Тобол в аварийном состоянии. Из Октября начинается почти нормальная дорога, но поначалу на ней периодически возникают большие разбитые участки, так что постоянно нужно держать ухо востро, иначе без колес можно остаться. Добираемся до с. Арка и... напрягаем булки, т. к. предстоит 30+ км по бездорожью - это гравийка, вся в перепадах высот и в наносах песка, по типу стиральной доски.. Там уже просто едешь, смирившись с судьбой и стиснув зубы. И то это если сухо, после дождя же там проехать очень сложно и очень опасно, т. к. можно сползти в кювет. И наконец, если небеса были милостивы к тебе в этот день, ты выбираешься возле с. Ливановка на трассу.

Извините за гору текста, но накипело, сил нет.

Да, находятся машины, которые тебя обгоняют, в основном «крузаки» да прочие подобные, те летят 100, где я еду 30-40, естественно, чиновники, не осознают масштабы проблемы, когда едут в комфорте по любым дорогам. Приехав обратно, я погуглил инфу насчет ремонта всей этой дороги, т. к. это одно из 3 главных направлений в области и находится оно в наихудшем состоянии. Наткнулся на это.

Это было 2 года назад, вроде написано, что есть планы на ремонт, но вот уже 2017-й и ничего из описанного не делается, только мост на ст. Тобол да участок от Денисовки до Ливановки. Хочется спросить, на какой стадии все это проекты? Почему в 2017-м мы вынуждены гонять по полям и дорогам, предназначенным только для спецтехники, объезжая отсутствующие участки дорог общего пользования? Доколе?

Устали от плохих дорог? Жалуйтесь! 

Маркс

Реально ужасная дорога Костанай - Петропавловск. Сочувствую тем, кому необходимо ездить по этой дороге. Единственный плюс - транспорта немного.

Allochka3644

Тарановка - Набережный - Рудный. Дороги - яма на яме. Не ремонтировались с советских времен.

aigerim_bissekeyeva

Сарыкольская трасса самая плачевная... Из-за этих убитых дорог даже родственники не приезжают...

natalijgold

В Мендыкаринском районе очень разбита дорога на п. Каскат (совхоз Ломоносова)...

asiya060816

В Карабалыкском районе до Новотроицка дорогу сделали, а дальше - ямы до села Магнай.

semenova

В Костанайской области в Карасуском районе по астанинской трассе есть маленький поселок  Герцено. Там все несчастные 6 км очень плохая дорога. В дождь и в снег невозможно проехать. Беременные выезжают в районную больницу за неделю до родов. Грейдер постоянно размывает. Помню, в апреле умер мой дедушка, так его через этот грейдер переносили на носилках - дороги не было. В таком состоянии она очень давно.

Zhangel080

Люди в селе Ушаково Карасуского района, вообще, как будто на Луне живут. Грейдер весь в кратерах.

Мейрам

Кто был проездом в Аркалыке? Там дороги ужаснее некуда, как будто после бомбежки. Но хуже всего отрезок от Державинска до границы с Костанайской областью. Дороги там больше 20 лет не ремонтировались. Асфальт старый - со времен СССР.

Вова Антонченко

Рудный - Лисаковск - дорога просто кошмар какой-то! В аварийном состоянии уже несколько лет. Похоже, вообще самые убитые дороги в области в Тарановском районе. Мост около Тобола ремонтируют уже больше полугода. Обещали сдать в июне (на плакате написано), но уже почти сентябрь, а работы далеки от завершения. Асфальт по ходу будут закатывать, как обычно, в дождь или мороз.

_svetlana_ka

По Сарыкольской трассе есть поселок Казахстанец (в 15 километрах от города Костаная). Дорога от трассы до поселка - как после бомбежки. Очень нужен ремонт дороги! Просьба услышать и помочь.

elizarov234

Костанай - Урицкий - жесть! А дальше вообще есть места, где машины не могут разъехаться? Позор, 21-й век! Туда только на лошади. Или обеспечено сотрясение мозга. Стыдно будет, если там приедут иностранцы. Надо вашей редакции выезжать на дороги и снимать, а потом конкретно фамилии ответственных за эти участки публиковать.

Tatyana.707

Разве есть дорога хуже той, что в направлении Костанай - Петропавловск? Особенно участок до Узунколя.

Sentinel

Недавно ездил в Камыстинский район, ну как ездил, пробирался, можно сказать. Каждый раз, когда мне приходится направляться туда, я испытываю далеко не позитивные чувства. В этот раз особенно, так как только недавно поменял почти всю ходовую в машине.

Удовольствие от вождения получаешь только от участков до Рудного - и то несколько лет назад дорога была заметно ровнее. Но хотя бы нет ям, и то ладно! Можно держать разрешенную скорость 100+.

Неплохо и в конце пути от с. Ливановка в сторону с. Адаевка - слава богу, пару лет назад наконец-то сделали этот кусок. Но это всего лишь 40 и 30 км из более чем 230. И их проезжаешь буквально за минут 40 в совокупности. Остальные 3,5 часа (3,5 часа, чтобы проехать 160-180км!) ты трясешься сначала от Рудного до ж/д переезда, где дорога, во-первых, очень узкая, во-вторых, выглядит, будто ее обстреливали в упор с вертолета, а в-третьих, вся покрыта волнами от большегрузов. Ехать по этому участку очень жестко.

Далее следует участок от переезда до моста через Аят, он короткий, но его состояние просто удручающее, весь в рытвинах, колдобинах, заплатках, которые еще хуже чем ямы. Теперь проезжаем мост, вроде сделали недавно, все почти о-кей, но, боги, почему такие жесткие стыки? Еще и впалые, будто специально, чтобы работали, как «лежачие» полицейские...

Kalapasina

От п. Веселый Подол до п. Лесной в Сарыкольском районе вообще сто лет не делались дороги. Самый ужасный участок тянется 20 км. Такое ощущение, как будто про эти поселки забыли. Люди, которые там живут, летом ездят по полевым дорогам, так как дорога там лучше. А как зимой, весной, осенью?

Zhanika89

Дорога на Житикару - однозначно ад! Была и в Карасу, и в Федоровке. Там еще более-менее. От Рудного до Житикары - просто тихий ужас.

Читайте также:

Когда «горбатый» реконструкция исправит