Когда «горбатый» реконструкция исправит

Ольга ЛИХОГРАЙ

Новый путепровод в районе Тобола планируют сдать в сентябре, с ремонтом объездных никто не торопится

Весной этого года в одном из кафе немецкого Штутгарта появилось мороженое цвета бетона. В такой шутливой форме владельцы выразили своеобразный протест по поводу непрекращающегося ремонта участка дороги возле входа в заведение. Переделки вскоре закончились, а «бетонное» мороженое до сих пор есть в меню. Если бы в Костанайской области к вечной теме бесконечных ремонтов дорог относились с немецким юмором, в меню местных кафе появилось мороженое куда более разнообразных сортов: разбитого асфальта, некачественного битума, неправильного щебня... Впрочем, наша дорожная действительность настолько сурова, что до шуток европейского уровня нам так же далеко, как до качества трасс. 

Путепровод - в сентябре, развязки - в ноябре

Чаще других в этом черном списке фигурировали объездные в районе ремонтируемого путепровода на станции Тобол Тарановского района. Масштабную реконструкцию стоимостью 1,2 млрд тенге по первоначально озвученным властями срокам планировали завершить в июне этого года. Сейчас мостовики обещают сдать свою часть в сентябре, а дорожники свою (помимо путепровода, в Тоболе еще строят несколько транспортных развязок) не раньше ноября. Если говорить о полноценном окончании работ, подразумевающих не только переделку путепровода и развязок, но и всех убитых объездных, ремонт рискует попасть в разряд бесконечных.

 

 Официальная объездная трасса пылит и перегружена транспортом

Аварийный тобольский путепровод, не видавший ремонта с конца 60-х годов прошлого века, закрыли для проезда в январе этого года. Всю зиму, весну и лето шли работы по разбору старой конструкции и возведению новой.

- Пришлось выполнять много грунтовых работ, - сообщил корреспондентам «НГ» на месте 28 августа начальник участка «Мостоотряд-25» Сергей КРЕМПИН. - Дорогу, ведущую к мосту, подняли на несколько метров в высоту, теперь она будет практически прямой, а сам путепровод станет пологим.

 

Старый «горбатый» тобольский мост уже почти превратили в новый прямой путепровод 

Тобольский путепровод получил в народе название «горбатый мост» из-за своего слишком крутого подъема. Зимой, в гололед, фуры и грузовые с трудом взбирались на высокую конструкцию, а чаще съезжали назад, создавая опасность для идущих следом машин. Судя по уже выполненным работам, «горбун» практически выпрямился.

- Вместо семи старых опор построили четыре более прочных новых, - объяснил Кремпин. - Вместо четырех пролетов разной длины сделали три по 33 м каждый. В ширину проезжая часть станет больше метров на 5: к двум полосам движения с каждой стороны добавляем по полутораметровой полосе безопасности и по одному тротуару шириной 2 метра каждый.

 

Движение поездов на время работ не останавливали 

Работы по обновлению путепровода проходили в сложной обстановке, констатируют подрядчики. Под переправой проходят пять железнодорожных путей, по которым ежедневно курсируют пассажирские и грузовые поезда. Остановить движение нельзя было ни на минуту, поэтому все работы согласовывались с КТЖ (АО «Казахстан Темиржолы»). Строителям предоставляли окна - самый длинный дневной временной промежуток, в который все рельсы были свободными. Либо закрывали для движения один из пяти путей, переводя поезда на четыре. 

В обход официальной трассы

Для объезда на время ремонта путепровода отсыпали полевую дорогу длиной 12 км за поворотом на поселок Новоильиновка после третьего железнодорожного переезда. Официальная объездная представляет собой сдобренную щебенкой проселочную трассу, на которой в жару столбом стоит пыль, в дожди не просыхает грязь. Дорога явно перегружена тяжеловесами: фуры, прицепы, КамАЗы идут сплошным потоком. Их пытаются обгонять легковые автомобили и пассажирские автобусы. Обстановка напряженная. После трясучки в одну сторону, ехать в обратную не хотелось. Как водители ежедневно, а то и по несколько раз в день туда и обратно испытывают на себе эту стиральную доску, понять сложно.

Видимо, поэтому в качестве альтернативных вовсю используют проезды через ближайшие поселки - Новоильиновку, Приозерный, Тобол. Еще недавно сносная проезжая часть через Новоильиновку сейчас превратилась в колеи и вмятины.

- Конечно, первое, что приходит на ум, - это дорога Тобол - Новоильиновка, - писал в специальной ветке о плохих дорогах на сайте ng.kz наш постоянный пользователь 112. - Дело не в том, что плохая, а в том, что три года назад тут клали асфальт и он тут был.

- Из Лисаковска вообще нет ни в одно направление хорошей дороги, - поддержала его пользователь Аня. - Куда ни поедешь, везде ужас. Проще написать, где у нас в области дороги хорошие. Мост тобольский делают уже сколько времени, обещали сдать в срок, но что-то мало верится. От села Тарановское в сторону границы РФ года 4 уже делают дорогу. За это время успели положить латки на новый асфальт, который делали сначала. Хорошие дороги только вокруг Костаная, и на этом все!

Дорогу через Новоильиновку власти не обозначали как объездную. Она к этому не готова, от непредвиденной нагрузки асфальт трещит по швам. Как сообщили в КОФ НК «КазАвтоЖол» (заказчик работ) в связи с регулярным потоком транспорта, идущим по неположенному объездному маршруту, собирались даже выставить полицейских. В итоге все осталось как есть: транспорт движется двумя практически нескончаемыми потоками, убивая две трассы одновременно.

Неофициальный объезд через Приозерное у водителей более популярен

Аналогичная ситуация с незапланированным окольным путем сложилась при подъезде к путепроводу со стороны Лисаковска. Опять-таки, чтобы не делать 12-километровый круг по официальному пыльному грейдеру, водители проторили дорожку через поворот на село Приозерное. Объездная частично проходит почти в интимной близости и с домами станции Тобол, поэтому кое-где жители сами положили кирпичи и бетонные ограждения. Через несколько витиеватых поворотов дорога ныряет в туннель, расположенный под железнодорожными путями и явно не предназначенный для проезда, а выныривает на узком проезде рядом с элеватором... Ощущения - почти как после американских горок с той разницей, что на тобольских вам никто не гарантирует безопасность. Апофеозом такого дорожного экстрима можно назвать плакат с надписью «Экспо - энергия будущего», который висит на стенде недалеко от элеватора и лучезарно встречает водителей и пассажиров после тряски. 

Для объезда не предназначались

При всем уважении к развитию инновационных технологий в будущее страны с такими дорогами верится с трудом. Да что там страны, перспективы по ремонту нескольких напрочь убитых за полгода с небольшим объездных Тарановского района весьма туманны.

- Согласно проекту, ямочный ремонт и выравнивание верхнего слоя предусмотрены на участке от Новоильиновского поворота до поворота на официальную объездную, - сообщил «НГ» директор КОФ НК «КазАвтоЖол» Андрей ГОРВАТ. - Деньги на этот ремонт заложены в общей сумме, выделенной на реконструкцию путепровода и строительство развязок. Грейдер, который сделали для официальной 12-километровой объездной через поля, демонтировать не будут, оставят в качестве технической трассы. Все остальные дороги через Новоильиновку, Приозерный, Тобол для объезда не предназначались, поэтому на их ремонт деньги не закладывались.

 

 На этой узкой дороге сложно разъехаться и опасно ехать

То есть по бумагам речь идет лишь о ремонте примерно 5-километрового участка, по факту убитыми остаются еще около 15 км.

 

Узкий туннель под железной дорогой служит окольным путем для многих водителей

- Часть дорог в самом Тоболе сильно разрушилась из-за постоянных объездов, - признал заместитель акима Тарановского района Даурен БАРАНБАЕВ. - Конечно, через туннель под рельсами ездить нельзя. В Тоболе, Приозерном и Новоильиновке дороги строились не для такого потока фур и легковых, поэтому они быстро пришли в негодность. В этом году подадим бюджетную заявку о выделении средств из республиканского бюджета на восстановление этих участков. Когда республиканский бюджет утвердит заявку и на ремонт каких отрезков, сказать сложно.

Если все-таки утвердят, то восстанавливать объездные начнут не раньше 2018 года. В лучшем случае. В худшем ремонт отложат до 2019-го либо вообще отменят ввиду самовольно проторенных объездов. Так что энергичное дорожное будущее в локально взятом районе нам явно не светит, не говоря уже о всей области...

Читайте также:

Когда дорога - сплошная безнадега