Рубрики газеты
Форум
alex_60
Только на казахском и английском - управление по развитию языков не видит нарушения закона в табличках с QR-кодом в Костанае
Адам: И тех, кто её рекомендовал и утверждал на эту должность. Как оне прошла аттестацию? .. да не единожды./quote] это задача тех , кому Шпекбаев назначил 500 оклады. это первое. на букву к....
24.09.18 19:26
DENISKA
Сегодня КТЭК начнет ликвидировать последний порыв, выявленный в ходе осенней опрессовки
211: Не понял, они что, углем там топят, как паровозы раньше и пароходы? Источник:www.ng.kz Читай внимательно - ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА В ОБЛАСТИ Деревня то топится...
24.09.18 19:23
alex_60
Только на казахском и английском - управление по развитию языков не видит нарушения закона в табличках с QR-кодом в Костанае
Адам: Даже в "прокуратуре Костанайской области". раз не реагируют, молчат, значит поддерживают. такое нарушение законов. и политики президента. а как иначе оценить эту тишину. пусть...
24.09.18 19:20
Адам
Только на казахском и английском - управление по развитию языков не видит нарушения закона в табличках с QR-кодом в Костанае
alex_60: Назарбаев говорит одно, "эти" делают все с точностью наоборот. Даже в "прокуратуре Костанайской области". :-P
24.09.18 18:59
Адам
Только на казахском и английском - управление по развитию языков не видит нарушения закона в табличках с QR-кодом в Костанае
yudjin: А ответ кроется не в худо слепленной отмазке и лукавстве Мендекиновой и Ко, а в государственной политике. Точно! И " НЕГЛАСНЫЙ " запрет на ленточки ПОБЕДЫ . И их подмена на...
24.09.18 18:00
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

О «колдобинах» на пути к единению

Евгений ШИБАРШИН

Размышления по поводу статьи Нурсултана Назарбаева

Единство нации пока существует в лозунгах и желании населения выжить в условиях кризиса / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Статья Нурсултана Назарбаева «План нации - путь к казахстанской мечте», опубликованная 6 января на сайте президента РК, сейчас широко комментируется в официальной прессе. Присоединяться к этому пропагандистскому хору «НГ» смысла не видит. Однако пена, взбитая штатными агитаторами, скоро погаснет, и тогда окажется, что реально двигаться к «казахстанской мечте» не так-то просто. О проблемных «колдобинах» на этом «пути» и хотелось бы поговорить подробнее.

Мечтать так мечтать

Разговоры о необходимости национальной идеи для казахстанцев идут давно. Мечты о «светлом капиталистическом будущем», популярные в перестроечные годы, сдулись первыми обжигающими порывами дикого рынка. В головах граждан независимого Казахстана образовалась идеологическая дыра, и с тех пор чем только не пытались ее заткнуть. Но поскольку процессом этим рулили не духовные лидеры, а чиновничий люд, то и набор идей был соответствующим: народу предлагались всяческие стратегии. Правда, эти долгосрочные планы развития никто не осмеливался окрестить «национальной идеей», но длительная практика так закрепила привычность их наличия, что кто-то шибко догадливый из обитателей властных кабинетов задался вопросом: почему бы не закрепить нечто подобное в качестве «казахстанской мечты»? Так появилась идея движения Казахстана в число 30 развитых стран мира. В качестве временного рубежа обозначили 2050 год.

Старшее поколение невольно проводит параллель с хрущевской программой «догнать и перегнать Америку», построив в СССР к 1980 году коммунизм. И поскольку ветераны хорошо знают, где мы сейчас, и понятия не имеют, где коммунизм, то и сомнения по части сегодняшнего призыва догнать лучшую мировую тридцатку тоже испытывают неимоверные. Впрочем, до обозначенного срока путь неблизкий, поэтому многие из теперь живущих явно потеряются где-то в дороге, и посему им остается только порадоваться за своих потомков, которым удастся проверить реальность сегодняшних замыслов.

В общем, «Мечтать так мечтать», - сказал Остап Бендер, доставая из штанин блокнот с фамилиями подпольных миллионеров. Если уж наше начальство выбрало в качестве «новой казахстанской мечты» стремление попасть в лучшую тридцатку, пусть так и будет. Куда важнее - как мы туда будем двигаться.

В этом смысле вышеназванная статья действительно предлагает казахстанцам решать те задачи, без которых пропуск в клуб «тридцати» не получишь. Потому как куража у нас больше, чем достаточно, а фейсом пока явно не подходим. Но вот что интересно: если в экономических вопросах и мерах, направленных на формирование профессионального госаппарата, развитие прозрачности и подотчетности государства, конкретики столько, что исполнение поддается контролю, то в тексте по социальной модернизации правильных слов много, а доверия они не вызывают. Складывается впечатление, что автор статьи прекрасно понимает, что без консолидации граждан стране двигаться вперед невозможно, но для него сейчас важнее в топку развития подбросить больше горячего оптимизма, чем выгребать оттуда золу перегоревших неоконсервативных страстей.

А зря. Например, председатель ОСДП Жармахан ТУЯКБАЙ сразу же откликнулся на статью Нурсултана Назарбаева личным заявлением с характерным названием «Об идентичности казахской нации». Лидер казахстанских социал-демократов критикует автора за его стремление формировать нацию на основе «гражданской идентичности» и заявляет:

- Я убежден в необходимости отказаться от пагубной замены естественной национальной казахской идентичности на ее искусственную форму в виде «казахстанской нации», постоянно нуждающуюся в пропагандистских подпорках. Соответственно, основой казахской идентичности должен являться принцип государствообразующей нации, а не гражданства!

На мой взгляд, данное заявление - не продукт интеллектуального труда отдельного индивида, а отражение взглядов достаточно большой части казахстанского общества. Нравится это кому-то или нет, но на 25-м году независимости Казахстана необходимо констатировать: даже в условиях относительной бесконфликтности в межэтнических отношениях люди разных национальностей на этой территории под давлением сложившихся обстоятельств настолько «самоопределились» в своей принадлежности к своему этносу, что политика формирования «единой нации» в этих условиях становится проблематичной. Нет, против единства нации никто не выступает. Вопрос лишь в том: брать за основу его формирования гражданскую принадлежность (о чем пишет Назарбаев) или все-таки делать это, объединяя другие этносы вокруг казахов?

На мой взгляд, дискуссии вокруг этой альтернативы будут только отдалять народ Казахстана от состояния единения. Причина в том, что сторонники этих точек зрения в качестве аргументов ссылаются лишь на исторические примеры. А они разные. В итоге все переходит в столкновение различных идеологий, которые выгодны той или иной группе по политическим соображениям.

Большевики в свое время в этом смысле были честнее. Своим классовым подходом они разделили общество по экономическим интересам, в определенной степени умиротворив существовавшие при самодержавии межнациональные противоречия. Правда, они оказались настолько живучи, что советской власти пришлось вернуться к ним уже на новой основе - провозгласить политику формирования новой общности «советский народ».

Казахстан живет в других реалиях. Рыночные реформы настолько обострили экономические интересы между различными группами общества, что формирование единства нации стало уже не пропагандистским трюком, а способом выживания всего общества. В этих условиях спорить, какой этнос важнее в многонациональной стране, непродуктивно. Но раз такая дискуссия идет, то пока она имеет умозрительную форму, выйти из нее конструктивно можно, смоделировав ожидаемый результат при реализации обоих сценариев формирования единства нации. Если даже об этом невозможно будет договориться, то о какой консолидации может идти речь.

Мы такие разные

Второй момент, мешающий единению нации, - огромный разрыв в доходах. Точнее, в формах их распределения. Назарбаев заявил, что нужно жить по средствам. Против этого ничего не скажешь, однако бедность многих людей постоянно возбуждает у них интерес к источникам доходов богатых. Это тоже реальность.

Судя по упомянутой статье, глава государства это понимает. Поэтому постоянно говорит о необходимости повышения качества жизни граждан, отдавая предпочтение в политике решению экономических вопросов. Причем делает это через установление баланса между бизнесом и наемными работниками. Проблема в том, что в стране еще недостаточно общественных институтов, которые бы отслеживали соблюдение этого баланса. Профсоюзы слабы, у надзорных государственных органов, призванных исполнять роль цепных псов, тоже не все получается. В итоге период перехода от дикого капитализма к цивилизованному слишком затянулся. Более того, сегодняшний кризис вынуждает власти опять запустить механизм «экономической свободы», и тут уж о единении нации говорить не приходится.

Еще один фактор, который будет мешать политике формирования гражданской идентичности, - это духовный кризис, который накрыл общество после падения советской системы. Ожидалось, что развитие религиозности эту проблему решит. Однако наполненность прихожанами церквей, мечетей и различных молитвенных домов увеличилась, а нравственнее общество не стало. Более того, почва религиозности оказалась достаточно благодатной для экстремизма и террора. Потому как отделить истинную религиозность, связанную с постоянным трудом души над собственным совершенством, от следования идеологическим догмам, поданным в религиозной форме, оказалось непростым делом. Но ведь и это бесовство - тоже есть отражение реальных проблем в обществе, которые не способствуют единению нации.

Следует сказать еще об одном очень важном обстоятельстве. В качестве положительного примера из опыта других стран, где нация формировалась на основе общей гражданственности, часто приводят США. Причем иногда даже отстаивая противоположные точки зрения. Например, Туякбай, полемизируя с Назарбаевым, заявил, что понятие «американец» «исторически базируется на английском языке, традициях протестантизма и англо-саксонского права». Дескать, и там нация формировалась не на размытом «общем гражданстве», а на вполне конкретной духовной основе, имеющей «англо-саксонское» происхождение.

Пусть об этом спорят специалисты, мне в примере с США гораздо важнее другое. Каким бы сложным ни был этнический замес на этой территории, главное, что объединяет там всех людей, - возможность выстраивать государство таким, каким видят его граждане. Они достаточно жестко критикуют свое правительство, но гордятся тем, что у них это право есть и их все-таки слушают. В этом я смог убедиться лично, побывав в США, пообщавшись с американцами разного происхождения.

Что касается Казахстана, то Нурсултан Назарбаев вроде понимает ценность участия граждан в политике, но, похоже, на него сильно действуют примеры другого рода - хаос, который возник в некоторых постсоветских государствах, когда они начали демократизироваться. Поэтому и в данной статье вроде бы предлагаются поэтапные меры развития местного самоуправления, но это, скорее, повторение ранее планируемого. В его системе все под контролем исполнительной власти. В таком случае власть будет продолжать существовать отдельно от граждан, а его единение так и останется лишь на уровне небольших социальных групп. Единой нации не получится.

Следующий материал: Смогут ли казахстанцы стать единой нацией?


  • Рейтинг: 4.14
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 4.14 (голосов 7)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

абике
Re: О «колдобинах» на пути к единению




Отправлено: 16.01.16 - 13:42 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Народ -это источник власти и поэтому нужно смотреть насчет объединения в одну нацию! Нужен Закон, в котором было указано, что родившийся на территории Казахстана человек является казахстанцем или казахстанкой! На словах гражданин Казахстана, не означает национальность! Национальность означает, если они все равны перед законом, никто не притесняет по языковому принципу, не проводится дискриминация в трудовых отношениях. Казахстан ведь в Конституции записал о двуязычии, но кроме декларации, нужно исполнять его в первую очередь исполнительной властью! Нация это те кто не боясь ответственности справедливо критикует власть, погрязшую в коррупционных проявлениях! Нация - это государство одного мнения, хотя в нем проживают разные народности! Нация-это уважение и терпимость друг другу, почитание человека труда независимости от национального признака! Нация-это предоставление возможности руководить и управлять страной любым членом общества в независимости от языка и цвета кожи! Но никогда не нужно вводить американский образ жизни: общество потребления! Нужно не стоять на месте, а созидать, стараясь не продать свои природные ресурсы! Возможно в будущем будет не президентская власть, а власть парламентская, которая избирается одной нацией - казахстанцами!

112
Re: О «колдобинах» на пути к единению




Отправлено: 16.01.16 - 13:52 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Единой нации не получится.

Ну рас тов. Шибаршин не хочет быть казахстанцем, то конечно не получится..
И мне так же с ним не по пути..
Тогда давайте делиться на русских, казахов, хохлов, делать свои автономии, свои республики как в России и иногда воевать друг с другом, заниматься терроризмом, сеять панику и хаос..
Этого хочет тов. Шибаршин?

не открывайте Америку
Re: О «колдобинах» на пути к единению




Отправлено: 16.01.16 - 13:59 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
абике:
о родившийся на территории Казахстана человек является казахстанцем или казахстанкой!


Зачем мудрить, к чему этот ваш дремучий национализм? Надо всех называть казахами и не заморачиваться. Во всем мире для всех казах это не национальность , а принадлежность к гражданству страны. Тот же француз это может быть бывший алжирец, сириец, армянин, но юридически он француз и все тут. Со всеми вытекающими общими для всех правами и обязанностями. Кто ты там дальше, какого рода племени это уже твое личное дело, кипчак или украинец, русский или татарин.

112
Re: О «колдобинах» на пути к единению




Отправлено: 16.01.16 - 14:05 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
не открывайте Америку:
адо всех называть казахами

Христиане тогда взбунтуют..
Назваться казахом для них это как назваться мусульманином..
Ну а казахстанец вполне приемлемо..
Хотя в той же России и Соловьем и господин Усманов, и тот же Кобзон или Меладзе они говорят что они русские..

112
Re: О «колдобинах» на пути к единению




Отправлено: 16.01.16 - 14:21 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Кстати интересно как 0.7 и дракоша там не обижаются ли, если госпожа Меркель называет их немцами или германцами?
Или она обращается в посланиях немцы, украинцы, туркмены и тд, называя все национальности мира вплоть до индейцев?

112
Re: О «колдобинах» на пути к единению




Отправлено: 16.01.16 - 14:22 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
И это, искал как то в немецком паспорте слово национальность, но так ничего и не понял..
Там есть это или нет?

* Victor Yang
Re: О «колдобинах» на пути к единению
Victor Yang


(Уважаемые пользователи)
Сообщений: 10948
Регистрация: 08.08.10
Отправлено: 18.01.16 - 08:30 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
- Я убежден в необходимости отказаться от пагубной замены естественной национальной казахской идентичности на ее искусственную форму в виде «казахстанской нации», постоянно нуждающуюся в пропагандистских подпорках. Соответственно, основой казахской идентичности должен являться принцип государствообразующей нации, а не гражданства!


А это разве не подходит под статью "разжигание национальной розни"?
Профайл

местный
Re: О «колдобинах» на пути к единению




Отправлено: 18.01.16 - 08:53 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
мне понравилось что сейчас в паспорта национальность
вписывают по твоему желанию. хочешь- впишут, не хочешь - не впишут.
если вписываешь, то ты по паспорту- гражданин республики Казахстан,
казахстанец иначе , и национальность - русский, у меня например.
не вижу противоречий.

местный
Re: О «колдобинах» на пути к единению




Отправлено: 18.01.16 - 08:57 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
не открывайте Америку:
Во всем мире для всех казах это не национальность , а принадлежность к гражданству страны. Тот же француз это может быть бывший алжирец, сириец, армянин, но юридически он француз и все тут.


все перечисленные могут быть гражданами Франции, но не франзузами.

§ сайлау курманов
Re: О «колдобинах» на пути к единению
сайлау курманов


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 2840
Регистрация: 03.07.12
Отправлено: 20.01.16 - 18:00 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
кажется бывший прокурор прав , однако что бы казахов называть главной нацией следует потрудиться , хотя бы иметь крепкую валюту
Профайл Посетить вебсайт

жаман торгаец
Re: О «колдобинах» на пути к единению




Отправлено: 20.01.16 - 18:44 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Саилау дедолларизация будет не ранее 2020 такшта заимись садоводством а излишки так уж и быть продашь на трассе Рудный-Лисаковка Можешь даже за крепкую валюту :-P




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 160
Пользователей: 2
Всего: 162

Вы гость здесь
^ Наверх