На заправках опять свободно наливают

В пятницу на АЗС заправлялись по талонам, терпеливо ждали, пока бензовозы сольют топливо

Галина ПЕТРЕНКО

Дефицит бензина в Казахстане, получается, был плановым

В день верстки номера корреспондент «НГ» совершил рейд по заправочным станциям областного центра. В очередной раз. Прежде мы объезжали заправки в четверг, 7 августа. И застали на АЗС разных операторов - «Гелиос», «Эталон авто», «КазМунайГаз онимдери», «Иволга», «Костанай мунай онимдери» - все признаки ажиотажа, связанного с дефицитом топлива. Где-то, как на «иволговских» заправках, товар отпускали только по талонам и корпоративным картам, где-то - определенных видов, того же дизтоплива, АИ 92 не было вообще, где-то - как на АЗС «Костанай мунай онимдери» по улице Дзержинского - все было в свободной продаже, но очередь стояла из полусотни машин.

Уже в понедельник ситуация стала выравниваться, а к среде, 13 августа, и вовсе наладилась - на заправках топливо наливали свободно, очередей не наблюдалось.

И теперь только один вопрос мучает потребителей-автомобилистов: надолго ли благополучие? И разъяснение, которое прозвучало в прессе из уст заместителя акима области Мурата ДАРИБАЕВА, этот вопрос только обострило. Операторы, как всегда, отмолчались, а власть разъяснила, что временная нехватка топлива была связана с плановым ремонтом на Павлодарском нефтехимическом заводе, откуда костанайские продавцы ГСМ снабжаются топливом. Раньше, дескать, когда завод останавливался, дефицит покрывали за счет поставок из России. А в нынешнем году с 7 мая это было запрещено делать до конца июля всем операторам, кроме ТОО «КазМунайГаз онимдери», к тому же количество топлива было квотировано. По одним объяснениям, чтобы защитить отечественного производителя. По другим - роль играют объемы поставок, конкретно оговоренные в рамках ТС.

С конца июля и запрет снят, и Павлодарский завод заработал. Интересно, сколько еще будет повторяться ситуация с дефицитом ГСМ, сложившаяся летом этого года? Она ведь не первая. В прошлом году поставки из России ведь тоже ограничивали, просто вместо одного ТОО «КазМунайГаз онимдери» была славная тройка: к КМГО добавлялись Petroleum Opereting и Petrosun. Но алгоритм действий был тот же: не только ограничить, но монополизировать ввоз из РФ, дабы защитить казахстанские НПЗ, закрывающие пока лишь 60% потребности в нефтепродуктах.

- К каким негативным последствиям привела прошлогодняя монополизация права на импорт российского топлива, все, кроме, по-видимому, профильных ведомств, прекрасно помнят: дефициту и росту стоимости бензина Аи 92. Тогда дефицит ГСМ был ликвидирован после снятия ограничений на импорт топлива из России. И нет никаких оснований полагать, что в этом году последствия такой монополизации будут иными... Очевидно, что после остановки в июне на плановый ремонт Павлодарского НХЗ, ситуация еще более ухудшится, - писал на информационно-аналитическом нефтегазовом портале oilnews.kz экономист Сергей СМИРНОВ еще в мае.

- И последствия не замедлили наступить - точно, как было предсказано. Для розничных продавцов они к тому же отягощены девальвацией и фиксированной ценой на бензин Аи 92.

Проявления дефицита топлива были по всему Казахстану. Да, Россия сейчас открылась, но цена на топливо там для наших не выгодная совершенно, - сказал «НГ» глава Казахстанской топливной ассоциации Болат АУЕТАЕВ. - Закупочная цена на топливо выше, чем у нас разрешено продавать в розницу.

То есть время дефицита миновало, но ни одна из проблем, его породивших, не решена.