Изобретатель из Костаная сконструировал гибридный транспорт для инвалидов

Татьяна НАЗАРУК

9 августа 2016, 07:08 |  Общество

Костанаец Александр ВТУЛКИН - изобретатель со стажем. После окончания Московского авиационного института работал на Байконуре, затем в Костанае - инженером по пуско-наладочным работам. Страсть создавать что-то новое проявилась более 10 лет назад.

Сейчас у изобретателя - папка документов с патентами на различные устройства и механизмы. Последний патент - на велоколяску, которую Втулкин конструировал и совершенствовал 2,5 года.

- Это опытный образец многофункционального транспортного средства - тренажера, который состоит из велосипеда и инвалидной коляски, - поясняет автор. - Он имеет ручной привод и выносной педальный привод.

Гибрид коляски и велосипеда разработан для самостоятельного перемещения как инвалидов с ограниченной подвижностью ног, так и здоровых людей. В движение его можно привести разными способами: крутить педали двумя ногами или руками, а можно совместить вращение педалей одной рукой и ногой. Самые сильные смогут ехать на нем, приводя в движение только рукой.

Велокресло не занимает много места, поэтому подходит и для домашнего использования, и для прогулок. Но главный плюс в том, что это не только средство передвижения, но и тренажер, с помощью которого можно поддерживать тонус тела, реабилитировать мышцы и суставы рук и ног. Чтобы заниматься на тренажере дома, нужно приподнять велосипед от земли, предварительно поменяв положение специального рычага. Тогда велосипед будет прокручивать педали в воздухе. Если необходимо развивать ноги, нужно закрепить для удобства стопу на педали.

- Я сконструировал лишь одну модель, а чтобы выполнить заводской образец этого средства, нужно решить ряд технических и финансовых вопросов, - говорит Втулкин. - На свою модель я потратил около 150 000 тенге, для меня это немалые деньги. Поэтому хотел обратиться к нашим госслужащим и бизнесменам, которым не безразлична участь инвалидов, с предложением внедрить это транспортное средство в нашу жизнь. Без скромности я говорю, что изобретение могло бы стать казахстанским ноу-хау.

Во время нашей беседы к Александру подошли двое мужчин и спросили: «Где купили? Я своей матери такое же хочу». 

Максимальная скорость движения «велоколяски» при нормальных условиях - 12-13 км/час - на 5-6 км/час больше, чем у обычного инвалидного кресла. По словам изобретателя, прохожие часто спрашивают, где у этой коляски мотор, думают, что это дорогая импортная модель. И удивляются, услышав ответ.

Александр Втулкин продемонстрировал «НГ», как велоколяска разгоняется и едет. По его мнению изобретателя, функция быстрой езды отлично подошла бы паралимпийцам.

Отвечая на вопрос об оформлении документов на патент, Втулкин тяжело вздыхает. Говорит, что ушло много средств на подачу заявки и проведение экспертизы. К сожалению, ни одним его изобретением не заинтересовалось государство.

- В общем эта процедура обошлась мне в 40 000 тенге, - уточняет он. - Патент еще нужно поддерживать в течение трех лет, то есть тоже платить. Эта сумма, конечно, преграждает путь молодым изобретателям. Ведь даже для того, чтобы попробовать свои силы, нужны деньги. Все говорят о новых технологиях, но никто не хочет поддерживать местных изобретателей. Власть предпочитает привозить иностранных специалистов и за большие деньги покупать их идеи.