На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 8 (99)
19 февраля 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Настоящее время
Спецназ
36,6 С
Качество жизни
Охотный ряд
Спартакиада
Магазин
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

ЗАКОН ЗАКОНУ РОЗНЬ: РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА! ЖДЕМ-С…

Примерно три месяца назад был принят закон "О рекламе". Однако, как выяснилось, новый закон не только не расставил все точки над "i" в  мире казахстанской рекламы, но и прибавил массу новых вопросов.

Где истина?
Представители СМИ жалуются на разночтения некоторых статей закона, что в законодательстве недопустимо. Также, по их мнению, вызывает сомнения необходимость некоторых пунктов. Против "имиджа" нового закона сыграла также всеобщая суматоха, вызванная незнанием того, как все-таки понимать те или иные положения документа. Многие заняли выжидательную позицию, другие кинулись задавать вопросы, на которые, как оказалось, нельзя дать полного ответа. Утверждение о рекламе-двигателе может принять новые оттенки. Желание государства отрегулировать процессы, происходящие в рекламном мире, пока не приносят успеха. Причиной этого называют чрезмерную торопливость инициаторов изменений, сырость самого закона, а то и полную абсурдность некоторых его статей.
Много надежд руководители местных СМИ и вообще Казахстана возлагают на конгресс журналистов, который должен состоятся на днях в Атырау. Как сообщил Сергей Харченко, директор-главный редактор ТОО "Костанайские новости", "с конгресса мы вернемся только числа 23, там как раз будут обсуждаться проблемы рекламного рынка Казахстана.  Кое-что после этого я смогу сказать, потому, что я буду вести эту часть конгресса. Закон "О рекламе" говорит, что реклама в РК выполняется на казахском и русском языках, но это - в общем реклама. Что касается закона о СМИ, там о рекламе речь не идет вообще. Там говорится о том, чтобы соблюдать 50/50 содержательное вещание в СМИ, причем в электронных, не в печатных. Да, нам, и казахским и русским изданиям хотелось бы, чтобы реклама шла на двух языках, но этим самым не нарушим ли права заказчиков рекламы? Они платят деньги,  они вправе заказывать рекламу на немецком, английском, французском или на каком-либо другом языке. Это ведь его деньги. Здесь есть проблема с точки зрения политики и этики. Я же не могу заставить клиента платить не двести тенге, например, а вдвое больше для рекламы на двух языках. Он может отказать, и будет формально прав. Эти вопросы мы и будем обсуждать. Тут придется, конечно, редакциям свою позицию отстаивать".
Изобретательная пресса
О том, что газетам, зарегистрированным на двух языках, придется давать рекламу и на том и на другом языке, сказано в письме руководителям СМИ от управления информации по Костанайской области. Но "В законе об этом прямо ничего не сказано - говорит главный редактор газеты "Новое время" Игорь Мычло, - то есть трактовать здесь можно двояко. То, что есть письмо из управления - это их трактовка. Мы этот вопрос обсуждали, и наш юрист с ними не согласен. Здесь сказано буквально следующее: "пункт 2 статьи 6 гласит, что реклама на территории Республики Казахстан, включая рекламу на телевидении, радио и наружную (визуальную), распространяется на государственном и русском языках. А при необходимости на других.  Из этого следует, что средства массовой информации должны распространять рекламу на языке, который закреплен за ними :". Извините! Из этого не следует. Я могу хоть шесть языков написать у себя в свидетельстве, и что? У меня  "Internet-Digest" по свидетельству идет на русском, казахском и английском. И что, теперь я должен рекламу на трех языках выдавать? Это все до абсурда доходит".
Аналогичными вопросами задавались и другие руководители газет. Но даже те, кто не согласен с Управлением информации по вопросу о языке, решили подстраховаться. Уже пять газет области подали заявки на переучет с двух языков на один. Некоторые приготовили пакет документов для подачи заявки на переучет  и ждут лишь результатов конгресса. Так сказать, рекламная пауза. Ждем-с!
В затруднительном положении оказались газеты, которые публикуют поручения и другую государственную информацию на двух языках. Встает вопрос:  либо продолжать публиковать государственную информацию, при этом выдавая  рекламу на двух языках, либо перерегистрироваться с двух на один язык, но потерять доход от госзаказа. Сегодня только газета Денисовского района изъявила желание зарегистрироваться на двух   языках. Это и понятно: рекламы у них немного, выгоднее будет "стабильно" публиковать государственную информацию. Руководство газеты "Рудненский рабочий" оказалось более изобретательным. Оно подало заявку на регистрацию рекламного приложения на одном языке. Сама газета при этом останется "двуязычной". До сих пор не решено, кто должен взять на себя дополнительные затраты связанные с переводом рекламы на другой язык, с рекламной площадью и так далее.       
   Не менее важный вопрос - реклама алкогольной продукции. Ниццкое соглашение, о котором говорится в письме "Руководителям СМИ" от Управления информации и которое должно содержать классификацию товаров  и услуг, к сожалению, никакой классификации не содержит. Даже специалист управления информации по печатным СМИ Рая Кожахметова на вопрос о злосчастной классификации, ответила, "что в их ведомстве данной  классификации нет" (как спрашивается, составлено обращение "Руководителям СМИ"?) и посоветовала обратиться в прокуратуру. Откуда  вновь направили в УИОС. Куда же обращаться рекламодателям или рекламопроизводителям?
    Еще один вопрос, который не решен до сих пор. Несмотря на запрет  рекламы алкогольной продукции, она все же "имеет место быть". И если изображение "безалкогольной" минеральной воды - это отдельная тема для разговора, государство не может наказать и за открытое рекламирование спиртных. Хоть это запрещено, и законом предусмотрена ответственность, в настоящее время пока "никаких налагающих санкций еще не разработали". Когда они будут разработаны и когда, наконец, заработает в полную силу двигатель торговли - большой вопрос. 

Булат Мустафин

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЗАКОН ЗАКОНУ РОЗНЬ: РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА! ЖДЕМ-С…
Примерно три месяца назад был принят закон "О рекламе". Однако, как выяснилось, новый закон не только не расставил все точки над "i" в мире казахстанской рекламы, но и прибавил массу новых вопросов.

ОПРОС
Что мешает исполнению закона «О рекламе»?

ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ПЕРВОЙ ЛЕДИ
В доме ребенка "Дельфин", детском семейном доме "Жануя" и Доме Юношества прошла акция "От сердца к сердцу", организованная в честь дня рождения первой леди Казахстана Сары Назарбаевой.

КОЖАНАЯ ПАПКА С МОЛОТКОМ
У костанайской средней школы №17 день рождения - 25 лет. За это время из своих стен учебное заведение выпустило около двух тысяч человек.

ЮБИЛЕИ: 85 ЛЕТ В ДОРОГЕ
Вчера органы транспортной полиции отметили свой 85-й день рождения в областном ДК "Юность".

СУХОЙ ОСТАТОК
С 11 по 18 февраля в Костанае: Зарегистрировали брак 25 пар, из них 17 торжественно. Самому молодому жениху 19 лет, невесте - 18.