РУБРИКИ
|
|
ИНФОРМАЦИЯ
|
|
РЕКЛАМА |
|
|
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005
Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
БАНКРОТСТВО КАК СПОСОБ ОБОГАТИТЬСЯ
Начнём с цитаты. "Не стоит скрывать, такие вопросы у нас не умеют и не научились раскрывать" - так выразился в ответ на вопрос корреспондента "НГ" о фактах ложного и преднамеренного банкротства в Костанайской области сотрудник специализированного межрайонного экономического суда. И как мы убедились в ходе журналистского расследования, по сути он прав. Разве только с масштабами немного поскромничал - не только в нашей области, но и во всей республике этот вид финансовых наруше-ний весьма распространён. Причина - пробелы в гражданском за-конодательстве и правоприменительной практике.
С этим мнением согласны и уполномоченные органы на ме-стном уровне. Налоговый комитет по г. Костанаю, отдел конкурс-ного производства Управления комитета по работе с несостоя-тельными должниками и Департамент финансовой полиции в один голос сетуют на несовершенство закона.
Схема умышленного банкротства до обидного проста и вы-глядит примерно так: из предприятия, которое подготавливается к процедуре банкротства, руководство заранее вывозит все наибо-лее ценное имущество. Будущий банкрот НАМЕРЕННО "опусто-шается", остаются лишь пассивы, то есть задолженность по за-работной плате и долги кредиторам. Фактически те же самые лю-ди создают новое юридическое лицо с переводом всех активов, а за названием обанкроченной фирмы кредиторы находят так на-зываемый неликвид, то есть разукомплектованное либо ветхое оборудование, которое практически невозможно продать. Горе-руководство с повинной приходит в органы и признается в своей неплатежеспособности. Налоговая или кредитор, просмотрев со-ответствующие документы и убедившись, что "амбары пусты", обращается с исковым заявлением в суд и Комитет по работе с несостоятельными должниками с тем, чтобы предприятие при-знали банкротом.
Разумеется, эта схема упрощена. Но на практике примерно так и происходит. Конкурсный управляющий основательную про-верку произвести не может: и времени мало предписано, и на месте никого из прежней администрации уже нет. К слову сказать, недобросовестные руководители или учредители при создании новых предприятий над названием своего детища голову не ло-мают. Была, например, "Фабрика мягких игрушек" - стала "Фаб-рика плюшевых:" и тому подобное. Примечательно, что закон "О банкротстве" не ограничивает право руководителя или учре-дителя, который уже довел одно предприятие до банкротства, создать новое предприятие. Выходит, если успешно "обанкротил" одно предприятие, можешь создать другое, после чего открыва-ются новые перспективы.
Разумеется, причины банкротства могут быть и объектив-ными. Многие предприятия не выдерживают конкуренции, некото-рые не могут найти рынок сбыта и так далее. Рынок, одним сло-вом. За весь 2002 год в Костанайский специализированный меж-районный экономический суд поступило 178 исковых заявлений с тем, чтобы юридическое лицо признали неплатежеспособным, удовлетворено 75, за девять месяцев 2003-го - уже 547 заявле-ний, удовлетворено 429 из них. Прогресс налицо. Очевидно, что с массой "действительных банкротов" растет и количество тех, кто решил нелегально обогатиться, пользуясь несовершенством закона.
Булат Мустафин
Врезка №1
Алихан Байменов, сопредседатель ДПК "АК ЖОЛ":
"Надо менять закон о банкротстве. Несовершенство этого законодательства - следствие того, что есть конкретные люди, заинтересованные в проведении преднамеренного и ложного бан-кротства предприятий".
Врезка №2
"преднамеренное банкротство - умышленное при-ведение должника к несостоятельности, совершенное собст-венником его имущества или органами юридического лица - должника в личных интересах или интересах иных лиц;
ложное банкротство - заведомо ложное обращение ор-гана - должника или собственника его имущества в суд или уполномоченный орган о признании его банкротом с целью вве-дения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей, или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов при наличии у него воз-можности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме...".
Закон Республики Казахстан "О БАНКРОТСТВЕ"
Врезка №3
За 2002 год Департаментом финансовой полиции по Коста-найской области возбуждено 5 уголовных дел по ст. 215 УК РК по фактам неправомерных действий при банкротстве следующих предприятий: ПК "Козлова", ПКСК "Жилищник", ГКП "Горводока-нал", ТОО "Кулагер", ГКП "Тулпар" и по ст. 216 УК РК по факту преднамеренного банкротства в отношении должностных лиц ТОО "Аль-Фараби".
За 2003 год возбуждено одно уголовное дело в отношении должностных лиц ТОО "Мынатыз", по факту преднамеренного банкротства путем непредставления декларации по налогам за 2001-2002 годы, что повлекло доначисление налогов на сумму 22358,5 тыс. тенге и привело предприятие к неплатежеспособно-сти.
В настоящее время Департаментом сельского хозяйства области подготовлены списки 210 предприятий-банкротов сель-скохозяйственного производства, из них по 70 предприятиям про-изводится проверка по фактам преднамеренного банкротства".
Пресс-служба ДФП
Серик Жакенов начальник отдела конкурсного произ-водства Управления комитета по работе с несостоятельными должниками:
Учредители, руководители различных ГКП, ТОО, ОАО до признания предприятия банкротом создают новые предприятия и передают на баланс только имущество предприятия, а долги по заработной плате, перед бюджетом, кредиторам оставляют на старом. Суммы в несколько миллиардов перед бюджетом списы-ваются, ответственности же за это никто не несет. Налоговая, ко-торая часто не может найти виновников банкротства, пусть даже их новый офис находится на соседней улице, берет устаревшие отчеты и балансы, потому как новые брать не у кого, и направляет исковое заявление в суд. Для налогового комитета главное - закрыть бюджетность. Конкурсный управляющий, естественно, най-ти никого не может. Те, кто не разбирается во всех этих проволоч-ках, винят конкурсных управляющих, у которых обязанностей больше чем прав. Руководство же обанкроченного предприятия может спокойно за счет вывезенного капитала зарегистрировать в управлении юстиции новое предприятие, причем там не интере-суются, откуда этот капитал. Нет такого в законодательстве. Вот и получается, что краденные из бюджета деньги приходится при-крывать бюджетными же средствами. А деньги это немалые и страдают простые граждане, прежде всего те, кому по вине не-добросовестных руководителей не выплатили заработную плату. На Западе, если руководитель доводит предприятие до банкрот-ства, он попадает в своеобразный "черный список", после чего новое предприятие он уже не создаст, либо сможет сделать это после многократных проверок. Нам, очевидно, до этого далеко.
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|