РУБРИКИ
|
|
ИНФОРМАЦИЯ
|
|
РЕКЛАМА |
|
|
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005
Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ
Во вторник республиканские СМИ сообщил о первых в наступившем году кадровых перестановках в высших эшелонах власти Казахстана. Александр Павлов освобожден от занимаемой должности первого вице-премьера и переведен на работу в компанию "Казахмыс". На его место назначен Григорий Марченко, занимавший до этого пост руководителя Национального банка РК. Г-н Павлова в прессе недавно назвали правительственным "долгожителем", проработавшим чуть ли не во всех составах Кабинета министров нового Казахстана. Накаркали!
Искать каких-то особых причин такого кадрового решения, наверное, нет смысла. Поменяли одного опытного финансиста на другого. Тоже достаточно опытного и к тому же молодого по возрасту. Единственно о чем есть смысл, в связи с этим, рассуждать, так это о начале перехода нашего государства в другую "финансовую эпоху". От периода латания постоянно возникающих дыр к нормально функционирующей экономике, вписавшейся в мировую финансовую систему. Тут и кадры нужны другие. Для Александра Павлова главная проблема была не в постоянно растущей в 90-х годах долларизации казахстанской экономики, а как сделать так, чтобы у большинства граждан новой суверенной республики было поменьше на денежных знаков. Дабы удержать инфляцию чуть ли не на нулевом уровне. У Григория Марченко теперь другая "головная боль". Он чуть ли с первого дня своей работы в Нацбанке главным показателем видел рост доходов казахстанцев на счетах отечественных банков, но теперь, в премьерском кресле, ему нужно будет заботиться о том, как сделать так, чтобы эти деньги "заработали" на экономику Казахстана.
А с деньгами в нашей стране привыкли обращаться куда как не цивилизовано. Речь идет, прежде всего, об их теневом обороте. Разумеется, и "тень" - это часть общего рынка, и там идет обычной обмен товаров на деньги и наоборот. Но отсутствие открытой информации о происходящих там процессах создает нервозность среди участников рыночных отношений, повышает степень риска, дает простор для разного рода мошенников. К сожалению, даже на правительственном уровне ведутся "теневые игры" с государственными финансовыми ресурсами.
Яркий показатель такого подхода - "игры" Правительства с Парламентом РК по поводу поиска дополнительных средств при обсуждении республиканского бюджета. Каждый год "находится" 12-14 млрд. тенге дополнительно, чтобы удовлетворить предложения отдельных депутатов по увеличению бюджетного финансирования отдельных расходных статей. Уже мало кто из депутатов верит, что это обычный резерв, без которого невозможно обойтись в подобных случаях, и теперь требуют от Правительства прибавки куда более существенной - около 100 млрд. тенге.
Основания для подозрений в умышленном укрывательстве средств для внебюджетного их использования различными ведомствами дает само Правительство. В конце прошлого года одна из республиканских газет ("АSSANDI-TIMS" от 26.12.03) заинтересовалась подоплекой правительственного постановления № 1202 "О некоторых вопросах передачи здания административно-технологического комплекса "Transport tower" в республиканскую собственность", которое было принято 29 ноября 2003 года. Мы уже писали о сдачи в эксплуатацию в Астане небоскреба (по казахстанским степным меркам), в котором расположилась администрация национальных компаний Министерства транспорта и коммуникаций РК. По некоторым оценкам все это сооружение вместе с его начинкой стоит не меньше 100 млн. долларов. Согласно названному постановлению все это передавалось в государственную собственность. На первый взгляд, в таком решении нет ничего предосудительного. Ведь учредителями этих компаний является государство и подобное решение есть лишь упорядочивание вопроса собственности. Но все дело в том, что финансирование строительства данного объекта не предусматривалось государственным бюджетом, а было делом национальных компаний "Казахстан темир жолы", "Казахтелеком", "Казаэронавигация". То есть, тех компаний, чьи финансы "куются" нашими с вами, уважаемые граждане", расходами на проезд по железной дороге и полеты на самолетах, платой за пользование телефонной связью.
Если немного напрячь память, то можно вспомнить, что и железная дорога и связисты очень часто говорят о нехватке средств на техническое перевооружение, и поэтому они постоянно порываются увеличить стоимость билетов и размер тарифов. А для неугомонных рыночных реформаторов "хилая" финансовая база названных "субъектов" казахстанской экономики является главным аргументом для проведения дальнейших рыночных реформ в данных отраслях. Но если еще поднапрячь память, то можно вспомнить о регулярных решениях на высшем властном уровне о сокращении административных расходов на содержание нашего чиновничества.
Как можно после такого вольного обращения с финансами всерьез рассуждать о лидерстве в СНГ по реформированию экономики? Ведь рыночные и демократические реформы тогда имеют смысл, когда утаивание таких гигантских расходов от Парламента немыслимы в принципе. Хотелось бы понять, чем теперешние "стройки века" отличаются от прежних, советских? Ведь и тогда деньги также "прятали" под разными благовидными статьями. Если у депутатов пока не хватает "тяму" сломать эту систему, так, может, приход нового куратора финансов в системе исполнительной власти - есть признак новых подходов к использованию денежных ресурсов страны?
Евгений ШИБАРШИН
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|