На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 52 (91)
25 декабря 2003 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Спецназ
Выражение лица
Арт-обстрел
Хранить вечно
Поиск
Качество жизни
Спорт
Магазин
Кушать подано
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

На линии  
[an error occurred while processing this directive]

СУДЬБУ ЯЗЫКА РЕШИТ ВРЕМЯ, А НЕ ЧИНОВНИК

Тоска.
По весне 1945 года один из соокопников, молодой паренек, казах по национальности, получил из дома посылку. Сразу под крышкой оказа-лось несколько былинок белой полыни. Не вникая что же главное в ящичке, паренек взял полынь, приложил к лицу и, шумно вдыхая ее за-пах, ни на кого не обращая внимания, почти завыл. По его лицу струи-лись слезы. Переборов нахлынувшие чувства, он извлек из ящичка со-держимое и стал угощать нас. Это было вяленое (почти сухое) мясо, ку-сочки мяса в растопленном жире, сухой творог в овальных кругляшках и еще нечто янтарно-желтое, в бесформенных кусочках, сладковатое и в общем очень вкусное. Ел и он сам, продолжая всхлипывать, выражение лица у него стало умиротворенно-просветленным. Заплакал паренек не потому, что был носителем казахского языка, а потому, что в душе был казахом - истинным, бесхитростным, не испорченным "цивилизацией". Он вел себя совершенно естественно, а не руководствуясь какими-то ус-тановками. Полынь вызвала в его памяти картины родной степи, с ее звуками, запахами, с переливами жаворонков, кружением степных орлов, со звонким нежным ржанием сосунков-жеребят, стоящих на привязи из волосяной веревки, растянутой по земле, вблизи юрт, в ожидании оче-редной дойки для кумыса кобыл - их матерей. В это время им позволя-ется пососать молока:
Наташа Ростова, когда ее дядя забренчал на гитаре "по улице - мостовой", пошла в пляс как простая крестьянская девка. Ремарка ро-маниста (Л.Н. Толстого) - "Где, как, когда всосала в себя из этого русско-го воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмиг-ранткой француженкой - этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые "pas de Chale", давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские": т.е. чувства причастности к народу, и его культуре, и его глубинному духу, впитанного с первыми глотками материнского молока, с запахом леса, поля, навоза, полыни. А язык - это потом. Язык будет таким, на каком говорит улица, родные и все окружающие.
Вот такая тоска существенна - и существует - для конкретного рядо-вого человека, а не та, которая обуревает  некоторых политиков и поли-тологов.

Угроза
Чему угроза? Казахскому языку? Откуда она исходит? Разговоры о каких-то противниках казахского языка - надуманы. Это не что иное как чушь собачья. Но в языке ли дело? Индия, Пакистан, имеют по два официальных (т.е. государственных) языка. Вторым из них и там и там является английский, т.е. язык народа, живущего по другую сторону океана, а не на одной земле, как казахи и русские. Английский язык для них - язык межэтнического общения, язык экономики, техники, политики, науки. Ничего не надо выдумывать и конструировать. Не стесняйся, не брезгуй пользоваться готовым. Лишь делай это честно, без спеси, не выказывая своего недовольства.
Что же делать? Язык не выбирают по какой-то прихоти, язык не является предметом коньюктуры, на языке общаются друг с другом, на языке, который понятен всем и на котором можно выразить все свои мысли, чувства, на котором можно объяснить окружающий мир и нашу взаимосвязь с ним! Совершенно справедливы слова Е. Шибаршина, что язык обслуживает культуру. А она у нас сегодня "европейская". У всех - и русских и казахов - не только русскоязычных (обрусевших по Гали) но и у ортодоксальных. Все слушают и "крутят" попсу, смотрят сериалы. Казахстан в этом плане не отстает от планеты всей, вопреки тому, что он принадлежит к мусульманскому миру. Везде так принято, а мы чем хуже. А причем здесь русский язык?
В Казахстане существует институт им. Льва Гумилева - автора гипотезы об этногенезе, которую одни считают гениальной, другие - бредом сивой  кобылы. Как бы то ни было, из нее следует, что язык этноса - только часть его признака. А главное, что язык не выбирают, чего так и не усвоили некоторые ученые мужи Казахстана. Язык не предписывают, не утверждают, не навязывают. Языком пользуются и предпочтительнее тем, какой избирает сам народ. Примером этого являются болгары. В прошлом тюркоязычные племена, жившие в западно-причерноморских степях. В середине VII века они были вытеснены хазарами в долину Дуная населенную славянами, среди которых болгары со временем растворились и стали говорить на славянском языке. А с принятием христи-анства  вошли в православный славянский суперэтнос.
И пример привнесения языка. На территории нынешней Молдавии жили даки и славянские племена (Анты). Экспансия римлян привела к латинизации и тех и других. Так возникли румынский, молдавский языки.
Так чему угроза, языку или казахам? Но ведь казахи не перестали быть казахами, сменив кочевой образ жизни на оседлый и даже городской. Опять же - это не сознательный, целенаправленный выбор. Это диктат самой жизни. Так запрограммировано развитие казахского этноса. Оно идет своим чередом, естественным. Этот процесс может претерпе-вать лишь частные корректировки, исходящие извне. Наиболее сущест-венная такая корректировка была привнесена коллективизацией кочев-ников-казахов, несмотря на ее совершеннейшую абсурдность. Коллекти-визация подстегнула ранее начавшийся процесс, стала точкой отсчета начала русификации казахов. Но, строго говоря, этот процесс - переход на русский язык и перенятие культуры - естественен, так или иначе дело шло к тому и остановить его ни в чьих силах и ни под каким соусом. Абай в 25 слове ("слов назидания") говорит: "знать русский язык - значит от-крыть глаза на мир". Другое дело, что не обходится без переусердство-вания. Усердствуют люди ":которые пытаются добиться милости силь-ных, раболепствуя и пресмыкаясь перед ними. Эти невежды способны продать отца и мать, родных и близких, веру и честь, если их благосклонно похлопают по плечу. Такова природа невежд".
Остановить русификацию через возврат к кочевому образу жизни? Но образ жизни не устанавливают, не декларируют - его диктует геогра-фическая среда, природные условия (впрочем в колхозы большевики кочевников загнали. Так что кто знает, на что способны власть предержащие?).
Сейчас складывается стандартный европейский образ жизни, идет урбанизация. Можно ли запретить человеку жить там, где он хочет и как хочет в рамках законов государства?

Выручат евреи
Государственный (т.е. казахский) язык в принципе не проблема для любого казаха. Так или иначе он его знает. Если не владеет в совершенстве, то уж чувствует его "нутром". Ну а как быть казахстанцам - неказахам? Ведь сам Назарбаев сказал, что выучить чужой язык с нуля взрослому человеку, все равно, что ему (Назарбаеву) выучить китайский.
Или эти казахстанцы не в счет, поскольку по Гумилеву это так называемые "ксении", насильственно (за исключением русских) втиснутые в казахский этнос коммунистами.
Славянам остается одно: тикать из Казахстана (на что, видимо и рассчитывают плакальщики о казахском языке).
Евреи выручат своим примером возрождения языка. Но евреи во веки веков, где бы они ни жили, жили по законам Талмуда, всюду они исповедовали иудаизм, почему и считались евреями. И именно поэтому им удалось восстановить иврит как государственный язык, а не потому что они этого очень хотели.. Одного хотения очень мало.
Что объединяет казахов? Степь, воспоминание о кочевом образе жизни, язык (один, без диалектов). Ну а в морально-этическом плане? Почти ничто. Религия - символическая. Мечеть от мечети - сотни километров, служителей культа - единицы и те малограмотны, непрофессиональны. А что разъединяло? Принадлежность к роду, жусу, борьба за лучшие пастбища, за лучшие зимовья, ну и социальный антагонизм. Хорошо об этом сказано в третьем слове Абая в его "словах назидания". Читает ли их современные казахские политологи?
Сегодня казахи между собой говорят на разных языках. Одни на чистом русском, другие на смеси казахского и русского. И не потому, что им так нравится, а потому что русский исподволь вытесняет казахский. Дети в городе сплошь говорят на русском и сердятся, когда бабушки и дедушки пытаются говорить с ними на казахском. Такова действительность. Не считаться с ней могут только глупые и слепые, и люди, которые мыслят по-большевистски: "нет трудностей, которые нельзя было бы преодолеть". К сожалению (некоторых) эта трудность из числа непреодолимых (как землетрясение).

Какой язык доведет до Киева?
Тот, который сложится в народе, который станет общевостребованным. Таким языком может стать - уже становится русский. Главное - его никто не навязывает, не предписывает, никто не может пожаловаться на насильственную русификацию. Напротив! Несмотря на остро поставленную программу по развитию казахского языка, как единственного государственного языка, роль русского языка растет и ширится.

Где же выход?
Нужно правде смотреть в глаза. А она такова: будущее Казахстана принадлежит русскоязычным казахам. Они наиболее образованы, за ними будущее экономики, науки, техники, промышленности. Они будут ведущими в управлении государством. Отсюда следует, чтобы никому не морочить голову, и в первую очередь самим себе, нужно русский язык сделать вторым государственным. Катаклизма не произойдет. Никто ничего не потеряет, выиграют все. И прежде всего "обрусевшие" казахи, особенно дети, предпочевшие русский казахскому - хотя предпочтения как такового, т.е. сознательного и не делается. Дети говорят на том языке, который они слышат вокруг, тем более дома, в семье.
Тот, кто изрек фразу-определение: "не тот казах, кто казах по происхождению, а тот, кто является носителем казахского языка" - подумал ли он о том, что тем самым он исключает из казахского этноса почти всех казахов-горожан и особенно их детей. А, кроме того, таких казахов как Олжас Сулейменов и множество других не менее известных?
Только время решит кому на каком языке говорить.

Александр БРАГИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ГОЛОСОВАТЬ ЛУЧШЕ МОЛЧА
Областной маслихат на очередной сессии принял бюджет области на 2004 год. Принял единогласно, не задав ни одного вопроса.

ОПРОС
Уходящий год: каким он был?

СТАВОК БОЛЬШЕ НЕТ
Интрига вокруг ставок платы за загрязнение окружающей среды, которая завязалась ещё неделю назад на Дне депутата, получила на сессии неожиданную развязку.

«ИВУШКИН» АНШЛАГ
В середине декабря исполнилось 15 лет русскому народному хору "Ивушка", руководит которым заслуженный работник культуры, композитор Геннадий Седов. Празднование юбилея состоялось в областном доме культуры "Юность".

«КВАЗИМОДО» СТАЛ «ПРОФИ»
Гала-концерт восьмого фестиваля молодых специалистов "Профи-2003" задержался по более чем уважительной причине.

РАССЫПАЮЩИЕСЯ ДОКУМЕНТЫ
Государственному архиву Костанайской области 80 лет. За эти годы в его фондах накопилось более 600 тысяч документов.

ПОЭЗИЯ ВПРИКУСКУ С БАУРСАКАМИ
Ученики школы-интерната имени И.Алтынсарина и школы для одаренных детей "Озат" в первый раз встретились друг с другом за чашкой чая.

СУХОЙ ОСТАТОК
С 17 по 24 декабря в Костанае: Зарегистрировали брак 30 пар, из них 24 торжественно. Самому молодому жениху 21 год, невесте - 17.

СУДЬБУ ЯЗЫКА РЕШИТ ВРЕМЯ, А НЕ ЧИНОВНИК
Резонанс на статью Евгения Шибаршина «В чем про-блема?» («НГ», №47, 2003 г.)