[an error occurred while processing this directive]
УДАРИМ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПО ИНОСТРАННОМУ КАПИТАЛУ!
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». Этот документ в основном направлен на совершенствование системы налогов для недропользователей. В частности, это касается контрактов по нефтедобыче, которые будут заключаться с 2004 года.
Ну, а что же с теми, которые уже подписаны? Будут ли они пересматриваться? На недавнем заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК глава государства заверил, что ничего меняться не будет и предложил «прекратить разговоры на этот счет». А когда руководитель Евразийской промышленной ассоциации г-н Машкевич попытался выразить свою озабоченность по некоторым позициям названого выше закона, которые могут отпугнуть инвесторов, Президент категорично ответил, что налоги при разработке новых месторождений будут исчисляться именно так, как записано в подписанном им документе.
Если судить по публикациям в республиканской прессе материалов с данного совещания, то можно отметить новые штрихи в стиле взаимоотношений между инвесторами и казахстанским лидером. Что касается главы нашей республики, то он сразу же отметил, что доля иностранных инвесторов в нефтегазовом секторе остается по-прежнему большой, но там будет нарастать конкуренция национального капитала. Возможно, именно это замечание и насторожило участников заседания. Во всяком случае, критику в своих выступлениях они высказывали достаточно обтекаемо и больше говорили намеками. В свою очередь, г-н Назарбаев «договорился» уже до того, что в отношении потенциальных инвесторов-недропользователей, которых не устраивает вводимый в Казахстане налоговый режим, заявил: «Если они не хотят – мы не торопимся». А затем очень настойчиво начал убеждать не бояться вкладывать деньги в развитие других отраслей экономики Казахстана. Государство уже пошло на введение налоговых льгот в нефтехимии. Те, кто будет вкладывать деньги в технологические отрасли, освобождаются от корпоративного налога и налога на землю в течение пяти лет после начала получения прибыли. В следующие пять лет будет изыматься лишь 50% налогов. В итоге участники совещания наговорили друг другу кучу комплиментов, дав понять, что работать вместе им придется еще достаточно долго. Причем – взаимовыгодно.
Но вернемся к изменениям в налогообложении. Как известно, в Казахстане общая сумма собираемых налогов с нефтедобытчиков до сих пор была позорно низкой. Депутат Мажилиса Гани Касымов в интервью одной из республиканских газет назвал такие цифры: коэффициент налоговой нагрузки на нефтедобывающие компании в 2001 году составлял 13%, в 2002 – 18% и в 2003 году – 14%. Для сравнения: в России – 50%, а в Норвегии – 78%. Если говорить об этом показателе для казахстанских предпринимателей, то он составляет от 40 до 60%.
Правда, тут есть одна тонкость. Дело в том, что Правительство Казахстана работает с иностранными нефтяными компаниями на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), и расчет с нашим государством идет не деньгами, а нефтью. Этот принцип налогообложения по ранее заключенным контрактам сохраняется и после внесения недавних изменений в Налоговый кодекс РК. При этом доля Казахстана по разделу продукции будет зависеть от степени доходности, рентабельности недропользователя, а также от размера ценового коэффициента. По этой модели инвестор может возмещать свои инвестиции. Но не более 80% от общего объема произведенной продукции.
Как заявил мажилисмен Гани Касымов, по заключенным ранее соглашениям казахстанская сторона обязывалась не менять размер налогов и пошлин применительно к другой договаривающейся стороне в течение 40 лет. Поэтому все требования о введении экспортных пошлин для иностранных инвесторов (по примеру России) наталкиваются на железобетонные аргументы казахстанского Правительства о необходимости соблюдать свои обязательства. О дополнительных доходах, которые получают нефтекомпании от вывоза «черного золота» на этих условиях, можно судить хотя бы по примеру СП «Тенгизшевройл» (сейчас – «Шеврон / Тексако»). Как сообщалось в прессе, в 2002 году они добыли на Тенгизском месторождении 13,5 млн. тонн, и если бы при ее вывозе заплатили пошлину с каждой тонны по 21 доллару (как у россиян), то сумма дохода государства составила бы 273 млн. долларов. Потери для самих экспортеров при теперешних мировых ценах на нефть составили около 2,8 долларов за баррель.
«Отобрать и поделить» эти деньги искушения не было, если бы они возвращались опять в казахстанскую экономику. Но мало кто из иностранных инвесторов, работающих в нефтегазовом секторе, завозит в нашу страну высокие технологии. У каждого из них есть нефтехимические предприятия, однако, все они за пределами нашей республики. Например, в Самаре из казахстанской нефти изготавливается полипропилен, цена которого в 16 раз выше стоимости вывозимого из Казахстана сырья.
Налоги для недропользователей, которых будут исчисляться по контрактам, заключенным с 2004 года, предусматривают увеличение отчислений в государственную казну. Очевидно, опасения г-на Машкевича не напрасны и зарубежный капитал теперь не столь охотно будет вкладывать деньги в разработку казахстанских недр. Но ведь и наши доморощенные капиталисты уже не первый год «кругами ходят» вокруг этого жирного пирога и готовы хоть сейчас примерить на себе корону нефтяного короля. Похоже, Нурсултан Назарбаев тоже об этом «догадывается» и не прочь дать им возможность своими капиталами наконец-то как следует послужить народу Казахстана.
Евгений ШИБАРШИН
[an error occurred while processing this directive]