[an error occurred while processing this directive]
ЗА БАЗАР ОТВЕТИЛИ
В Астане завершился последний этап республиканского конкурса рынков. Костанайский автомобильный рынок «Штарк» получил звание лучший автомобильный рынок Казахстана! А ТОО «Вещевой рынок» (Рудный) завоевало второе место в республике по номинации «Лучший рынок малого города», уступив только балхашскому. А если учесть, что от области в конкурсе участвовало всего три рынка, то это - заслуженная победа. В составе республиканской комиссии был Арсен Керимбеков – директор областного департамента экономики и торговли.
Арсен Джакашович, как все проходило?
Сначала немного цифр. Рынков в стране уже 1002, а товарооборот на них за 5 лет вырос в 2,5 раза. Работает на них более 200 тысяч человек. С семьями еще больше. Поэтому игнорировать проблемы базаров государство не может. Прошлой зимой Комитет торговли постановление Правительства о том, что к 1 декабря 2003 года все базары должны соответствовать всем требованиям контролеров. Естественно, все понимают, что выполнить это к указанному сроку удастся немногим (кстати, наши рекомендации - как это сделать - есть у акимов городов и районов).
А чтобы привлечь внимание хозяев и руководителей базаров к этой проблеме, Ассоциация рынков Казахстана (есть такая полезная организация) предложила провести смотр рынков. Правительство поддержало инициативу.
Все это происходило в первый раз, сроки были сжатые, методика была не определена, поэтому шероховатости были. Но главное – конкурс состоялся. Из регионов не участвовал только Алматы, и жаль - ведь основная торговля и лучшие стандарты все-таки там.
А что, без Алматы скучно было?
Нисколько - в областях тоже много своих секретов организации торговли. Спешу поделиться. Например, «Семей базары». На рынке есть прачечная, гинекологический кабинет, создается мини-детсад. Все правильно - торгуют в основном женщины. Вот базар и хочет создать все условия для них. Кроме того, для своих постоянных торгующих рынок выступает гарантом по кредитам в банках. Суммы разные: и $300, и $5 000. Вот это пример партнерства!
А вот базар «Куаныш» из Туркестана заботится и о духовных нуждах клиентов – для правоверных мусульман, которым никак нельзя пропускать строго определенные часы молитвы, построена молельня. И еще, этот базар – настоящий, как многие базары юга, он работает круглосуточно, а не до 1800.
Был представлен целый ряд рынков или уже даже торговых домов – безупречно чистые, прекрасно оформленные. Это павлодарский «Квазар», актюбинский «Алия», карагандинский «Кайнар». Образцы для подражания!
Большой задачей является развитие торговли на селе. Поэтому надо отметить рынки «Иман» (село Аксу, ЮКО) и «Агния» из поселка Бейнеу (Мангистау). Нашим районным базарам есть чему поучиться!
А что касается проблем? Или обходится без них?
Без проблем не бывает. Например, ТЦ «Евразия» в Астане устраивают маленькую «монополию» на обменные пункты. «Обменников» всего два-три и все принадлежат одному лицу, и курс держат невыгодный. Торгующие и покупатели все равно стараются обойти эти места. Невыгодно всем, и такие рецидивы болезни «держать и не пущать» настораживают. Почти все рынки имеют проблему с парковкой автомобилей и с тележками для покупок. Почти нет на рынках знаменитых фонтанчиков воды, как на Зеленом базаре в Алматы. Плохо и с соблюдением норм казахского языка. А до таких понятий как стиль, образ, всем еще далеко.
Вот почему бы на универсальных рынках не ставить мини-АТС и предоставлять телефонные номера прямо в бутики? Почему бы приграничным рынкам не иметь на территории гостиницы и пункта миграционной службы, как это сделал базар «Алтын Орда» из Алматинской области? Идей много, главное – их реализовать.
- В следующем году конкурс состоится?
Обязательно. Мы уже готовим предложения для нового конкурса.
Если не секрет, какие?
Расскажу о двух. Первое - определить стандартные требования к презентации. Ведь рынки проходят кастинг–смотр. Поэтому все бумаги должны быть четкими и отвечать на наши вопросы. Сначала – рынок на карте города, затем план рынка и т.д. Второе - нужна номинация для архитекторов «Лучший проект рынка». Причем, проекты могут быть и для мини-рынков и для больших. Вот тогда может и появится стиль.
Беседовал Федор ОРЛОВ
[an error occurred while processing this directive]