На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 38 (77)
18 сентября 2003 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Наш бизнес
Настоящее время
Зона контроля
36,6 С
Море ясности
Поиск
Спорт
Магазин
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Зона контроля  
[an error occurred while processing this directive]

АВАРИЯ – ДОЧЬ БЕЗЗАКОНИЯ

Несколько лет назад в жарком городе Дубай довелось наблюдать дорожно-транспортное происшествие: в плотном многорядном потоке столкнулись две «Тойоты». Вышедшие из них смуглолицые джентльмены не стали считать вмятины и разбитые фары: лучезарно улыбаясь, они перебросились несколькими фразами на своем арабском, пожали руки и… разошлись в разные стороны. Один перехватил свободное такси, второй по сотовому телефону вызвал другую машину. Как пояснили в изобилии живущие на берегу Персидского залива соотечественники, все дальнейшие заботы о разбитых авто и материальных ущербах берут на себя страховые компании. «Вот она, цивилизация!», подумалось тогда. Спустя год «цивилизация» докатилась и до наших степей: правительственным  постановлением ввели обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев. Народ побузил, покряхтел, но понес свои кровные в страховые фирмы, начавшие вдруг лупиться как грибы после хорошего дождя. Пришлось Нацбанку «грибников» прореживать, поднимая планку уставных капиталов. Но, как часто у нас это случается, обязательное постепенно становится необязательным, а потому с 1 сентября текущего года дорожной полиции поручили загонять несознательных в их правовую ответственность. Вплоть до постановки автомобиля на штрафную стоянку: покажешь полис – заберешь. А у меня перед глазами по сей день стоят два араба с белозубыми улыбками. Вы видели наших граждан, улыбающихся после автоаварии?

Им это и в голову не придет. Поскольку и для начала застраховавшему свою гражданско-правовую ответственность нужно представить своей компании, которая какими только пряниками скидок и льгот его не заманивала, кучу бумаг. Вот один из имевших место быть вариантов. 1. Заявление о выплате страхового возмещения. 2. Протокол об административном правонарушении. 3. Постановление суда по делу об административном правонарушении. 4. Талон страхования. 5. Протокол опроса свидетеля с одной стороны. 6. Протокол опроса свидетеля с другой стороны. 7. Протокол осмотра транспорта. 8. Схема ДТП... А также: протоколы медицинского освидетельствования обеих участников ДТП, акт осмотра поврежденного транспорта, письменная калькуляция, фототаблицы с места происшествия… Всего 17 пунктов! На сбор этих документов у вас может уйти от двух до трех недель. Улыбаться в такой ситуации может только идиот. Но самое главное: нет никаких шансов, что ваши мытарства на этом закончатся.

ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ!

24 декабря прошлого года, под вечер, «Мазда» под управлением  Григория Гладкова подъезжала к поселку Карабалык со стороны Троицка. С пассажиром в салоне. ВАЗ-21150, за рулем которого сидел житель Затобольска Валерий Карин, мчался навстречу. И тоже с пассажиром. Встретились на 2079-ом километре автомагистрали Алматы – Екатеринбург. Со слов Григория Гладкова: «Навстречу шел КамАЗ с прицепом. За ним – шлейф снежной пыли. Я инстинктивно принял правее, но это оказалось бесполезным: из-за грузовика вынырнул пошедший на обгон ВАЗ. Столкновение было почти лобовым…». Поскольку авария произошла в окрестностях райцентра, инспектора дорожной полиции были на месте спустя 10 минут. Они установили: «…при обгоне попутной машины, в условиях недостаточной видимости, Карин Валерий Владимирович выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомашиной «Мазда», двигавшейся во встречном направлении. В результате столкновения пассажир ВАЗа получил множественные скальпированные раны лица, а пассажир «Мазды» – ушиб грудной клетки… Данное ДТП произошло по вине водителя Карина В. Но учитывая, что пассажиры, получившие телесные повреждения, к врачу не обращались, признаки преступления, предусмотренные статьей 296 УК РК, не усматриваются, в возбуждении уголовного дела в отношении Карина отказать».

Сразу после аварии все ее участники были доставлены в Карабалыкскую районную больницу, где им оказали необходимую помощь. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанное 8 января текущего года, подразумевало, судя по всему, отказ от врачебной помощи в дальнейшем. Но в дальнейшем было иначе: у пассажира «Мазды», получившего «ушиб грудной клетки слева», оказались сломанными…6 ребер и он 36 дней провел на больничном. Григорий Гладков – 6 дней. Открытие двух больничных листов датируется 25 декабря 2002 года. А перелом 6 ребер легким телесным повреждением уже назвать трудно. Тем не менее и в постановлении Костанайского горсуда по делу об административном правонарушении от 5 фвраля текущего года фигурирует «легкий вред здоровью».  Потому суд постановил оштрафовать гражданина Карина на 6104 тенге.

И стороны, и полиция, и суд вершили свою рутинную работу, ибо наличествовал страховой полис Костанайского филиала СК «Атланта-Полис» на имя Валерия Карина, подтверждающий его гражданско-правовую ответственность. Уже 17 февраля Карин представил филиалу страховой компании тот самый пакет документов семнадцати наименований, о котором шла речь выше. Товароведческая экспертиза оценивала восстановительный ремонт разбитой «Мазды» в 263776 тенге.

Не прошло и полутора месяцев, как виновник аварии получил ответ из Алматы (там находится головной офис ЗАО СК «Атланта-Полис»). Председатель правления компании А. Байтенова поставила его в известность: «…изучив материалы ДТП с Вашим участием, принято решение об отказе в страховой выплате. Основой для принятия такого решения послужило заключение специалиста Центра судебной экспертизы МЮ РК №2544 от 18 марта 2003 года, согласно которому КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ между автомашинами НЕ ПРОИСХОДИЛО». Обе машины разбиты вдрызг, а контакта между ними не было. Такое бывает только в восточных единоборствах – бои без контакта. Трасологическую экспертизу специалист ЦСЭ проводил по фотографиям и фототаблицам. Вывод эксперта Н. Ковалева: «Характер повреждений на автомобиле ВАЗ-21150 свидетельствует о том, что эти повреждения могли образоваться при наезде автомобиля на препятствие, которым могли быть столб, опоры каких-либо сооружений, кузов грузового автомобиля или прицепа. На что могла наехать «Мазда», эксперт не указывает. Вывод известен: контактного взаимодействия не происходило. А потому потерпевшие пошли на контакт с судом.

ПОКА СУД ДА ДЕЛО

В июне суд №2 Костаная рассмотрел гражданское дело по иску пострадавших к ЗАО СК «Атланта-Полис». Естественно, что ответчики иск не признали, делая упор на заключение эксперта, согласно которому разбитые машины в контакте не состояли. Суд решил иначе: к сумме восстановительного ремонта «Мазды» он добавил и ущерб здоровью. А посему принял решение взыскать со страховой компании в пользу хозяина авто 302896 тенге. В пользу пострадавшего пассажира, находившегося после аварии 36 дней на амбулаторном лечении, – 48886 тенге. Понятно, была апелляционная жалоба, которую коллегия областного суда рассмотрела 28 июля. И оставила решение горсуда в силе. Понятно, что и в этом случае стороны остались при своих мнениях и интересах. 12 августа исполнительный лист отправлен в Алматы: собираемые за страхование деньги находятся там. Но выплачивать их, судя по всему, никто не собирается. Ибо 4 августа, по заказу страховой компании, проведена еще одна экспертиза побитых машин: теперь уже криминалистическая. В том же Центре судебных экспертиз. Теперь уже эксперт Г. Коваленко подтверждает вывод своего коллеги о том, что контакта между автомобилями не было.

-У них (истцов) эмоции, у нас доказательства экспертиз, - сказал при нашей встрече директор Костанайского филиала СК «Атланта-Полис» Владимир Рак. – Они рискуют нарваться на статью УК о мошенничестве…

Владимир Григорьевич достает из папки схему ДТП, составленную в злополучном декабре инспектором дорожной полиции.

-Вот здесь, - показывает он на схеме, - в двух метрах от места аварии находится рекламный щит. Но, смотрите, на схеме он не обозначен. Почему? И вообще вопросов много. Например, почему пострадавшие проходили амбулаторное лечение  не в городской, а в областной больнице? Почему виновник аварии проживает в Затобольске, а дело рассматривает городской суд Костаная? Почему ни городской, ни коллегия областного суда не приняли во внимание данные трасологической экспертизы?

-О том, что Гладков получил какие-либо телесные повреждения, до суда в июне нигде не упоминается, - включается в беседу юрист фирмы Марина Попова, - а на суд он представляет медицинский документ, открытие которого датировано 25 декабря 2002 года. То есть, на следующий день после аварии. То же самое в истории с пассажиром: ушиб левой половины грудной клетки превратился в перелом шести ребер… Мы считаем, что данные факты в соответствии со статьей 404 ГПК РК подлежат исследованию и дополнительному доказыванию.

-Тем не менее, два суда, городской и областной, приняли однозначное решение: страховые суммы должны быть выплачены…

-Выплатить – не проблема. Что они будут делать потом, когда мы докажем свою правоту? – вопросом на вопрос отвечает Владимир Рак. – В нашей практике был случай, когда одному гражданину выплатили крупную сумму, а спустя два года, прямо на улице, его посадили в полицейский «бобик» и отвезли на скамью подсудимых. И получил он статью за мошенничество. С лишением свободы. Мы сейчас обратились с заявлением в областную прокуратуру, приложили к нему результаты последней криминалистической экспертизы. Считаю, что у нас доказательств нашей правоты достаточно…

-И все-таки, есть решения судов, а по закону о страховании предусмотрена выплата…

-Выплаты ведет Алматы, - парирует Владимир Григорьевич, - мы только собираем документы. Пусть едут в Алматы, в головной офис, там и разбираются…

ЛОГИКА ОТСУТСТВИЯ ЛОГИКИ

В конце нашей беседы Владимир Рак спросил меня: «Вы на чьей стороне?». И недвусмысленно пообещал: «Мы можем и на вас в суд подать». Такая, стало быть, логика, а вернее – её отсутствие. Минутами раньше сам задавал вопросы: почему виновник аварии живет в Затобольске, а дело рассматривает городской суд, почему горожане проходят амбулаторное лечение в областной больнице…В таком случае логичен вопрос: почему, застраховавшись в Костанае, за деньгами нужно ехать в южную столицу? И нужно ли?

Но это – детали. Да, до арабской цивилизации в страховом деле нам далеко. И деньги получить на халяву у нас желающих достаточно. Несколько лет назад два рудничанина решили сделать бизнес. Застраховали свою правовую ответственность сразу в шести компаниях, грохнули свои авто и приступили к сбору выплат – причиталось им больше миллиона тенге. В двух фирмах получилось, в третьей заподозрили неладное. Дело разрешилось мирно, без статьи УК: они имели право страховаться в любом количестве компаний, а вот компании должны были выплачивать ущерб в равных долях. Такой вот юридический казус.

С каким казусом мы имеем дело в нашем случае, еще предстоит разбираться. Но факт остается фактом: две машины разбиты, люди пострадали, а правовой ответственности не наблюдается. Авария – дочь беззакония?

Владимир КАТКОВ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

АВАРИЯ – ДОЧЬ БЕЗЗАКОНИЯ
или Почему рядовое дорожно-транспортное происшествие становится событием республиканского масштаба.