[an error occurred while processing this directive]
У ПОРОГА В ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ
Все ближе тот самый пресловутый сентябрь, который главы четырех государств (Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина) определили в качестве временного рубежа подготовки конкретных предложений по созданию единого экономического пространства. Для этой работы была создана так называемая Группа высокого уровня (ГВУ) из числа вице-премьеров правительств этих стран, которые на прошлой неделе съехались в Астану для очередных взаимных консультаций.
Заявлений о необходимости тесной экономической интеграции страна СНГ было уже столько, что обыватель стал их воспринимать как обычную политическую риторику, вспыхивающую изредка на полуживом пространстве бывшего СССР в начале очередной выборной компании. А потому не особенно верящего в успех сего громко провозглашенного благородного дела. Тем более, что любое Соглашение о создании очередного «Союза» из различной комбинации одного и того же набора СНГэшных стран почему-то оборачивается для простого человека новыми проблемами при пересечении границ. Учитывая, что выборы в парламент «освободившихся от тоталитарного ига» молодых государств с завидным постоянством сменяются выборами президентов (и слава богу!), то идее братания народов на экономическом, культурном и прочих фронтах не дают умирать. Вот и сейчас наступает пора подготовки (у кого на ближних подступах, у кого – на дальних) к этому важному для политиков периоду и в стане интеграторов вновь оживление.
Но успех любого дела зависит от степени конкретности подхода. Похоже, что ресурс политических спекуляций на идее интеграции уже выработан до предела, и теперь приходится спускаться с заоблачных высот абстрактных высказываний на грешную землю конкретных экономических интересов. А тут их столько наворочено, что разгребать придется долго. Какого бы «высокого уровня» не была Группа из членов правительств.
Например, по сообщениям прессы у Украины есть проблемы с российским «Газпромом» по использованию транспортного газопровода. Идет борьба вокруг тарифов по транспортировке голубого топлива. Другой пример - по оценке экспертов, при создании зоны свободной торговли Украина хотела бы, чтобы НДС на нефть и газ взимался по месту назначения. Учитывая, что сегодня эти энергоносители туда поставляются из России и названный налог остается в их же бюджете, то для российского правительства потеря такой статьи дохода в государственную казну будет достаточно ощутима. Тем более, что Россия продает это сырье Украине по ценам, ниже мировых.
Свежий пример с Казахстаном. Еще недавно мы пообещали Украине помочь с поставками зерна по льготной цене, в обмен на преференции для казахстанских экспортеров углеводородного сырья. Но это было возможно только с государственным зерном на складах Продовольственной корпорации. Если по соглашению с российским правительством Украина у них будет закупать зерно в виде товарного кредита по цене 108,5 долларов за тонну, то из Казахстана поставки пока идут по 140-180 долларов. Устроит ли такой подход Россию еще неизвестно. Тем более, что у Германии Украина закупила 25 тыс. тонн зерна по 180 долларов за тонну.
О противоречиях между Россией и Белоруссией тоже достаточно известно.
Есть еще одна группа проблем, которая тормозить экономическую интеграцию. Речь идет о подготовке этих стран к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Ведя переговоры с руководством ВТО, каждая из стран СНГ выторговывает для себя особые условия вступления в эту организацию, которые зачастую ставят крест на возможности создания зоны свободной торговли в границах наших четырех государств. Если россиянам нужно поддержать свое автомобилестроение и аэрокосмический комплекс, то оно должно это делать совместными усилиями «четверки». Однако решения российского правительства в этом направлении не всегда стыкуются с интересами партнеров по будущему общему экономическому пространству. К слову сказать, и сама идея вступления в ВТО, которую так спешат реализовать правительства СНГ, еще не –обрела достаточное количество сторонников. Достаточно аргументированного основания еще не прозвучало. Нельзя же всерьез воспринимать идею «быстрейшего вхождения в мировую цивилизацию». Ведь «входят» только равные. Слабых же - проглатывают. Если у кого есть желание превратиться в «органическое удобрение» мировой цивилизации, то - пожалуйста.
Равными нас может сделать только развитие на той базе, которую в силу исторических условий имеют страны СНГ. Если, конечно, мы не будет «кидать» друг друга. Или кичиться, что кто-то где-то присвоил нам статус «страны с рыночной экономикой».
Евгений ШИБАРШИН
[an error occurred while processing this directive]