[an error occurred while processing this directive]
ЧЕЙ САХАР... ПОТАНЦУЕМ?
Возрождение добрых старых традиций, когда в поездах работал вагон-ресторан, а проводники по первому зову с лучезарной улыбкой разносили душистый чай, - дело стоящее. Только если это действительно возрождение, а не навязывание добрых старых традиций…
На пути в Астану поездом №228 «Костанай-Караганда» проводница пятнадцатого вагона заявила во всеуслышанье: «Постель стоит не 106, а 120 тенге». Пассажиры удивились. Оказалось, в постельные деньги входит и плата за чай с сахаром. Давно приученные железнодорожным сервисом хорошенько затариваться в дорогу пассажиры возмутились: «У нас свой чай!» - «Понимаете, нам дали заварку и сахар под реализацию, вот и приходится пассажирам навязывать…» - начала оправдываться проводница. В нагрузку предлагался одноразовый пакетик (самый дешевый) заварки и 3 кусочка сахара.
В поезде №46 сообщением «Павлодар-Алматы» проводница 19 вагона общалась с народом тоном, не терпящим возражений: «Не хотите чаю – не берите, но 120 тенге платите!» По сути дела, не такие уж великие деньги 14 тенге, но что за произвол? Самые несговорчивые пассажиры принялись выяснять, откуда у нововведения ноги растут. И опять: чай… сахар… Кто-то заикнулся, что письменное уведомление пассажиров быть должно. Его не было. Зато, по гордому заверению проводницы, у нее были накладные на чай и сахар. Их она и могла показать с превеликим удовольствием. Вопрос в тему: а если бы имелись накладные на колбасу, то навяливали бы «Докторскую»? В конце концов хозяйка вагона нервно заявила, что это не самодеятельность, а приказ свыше! Впрочем, когда пассажиры потребовали показать приказ или хотя бы его копию, проводница тихо ретировалась.
Спустя полчаса она разносила народу чай. Пакетик одноразовой заварки, десятиграммовый (вес был проставлен) пакетик сахара и добавление: «Кипятка нет! Титан сломался». Пить предлагалось сухой паек? Кипяток проводники добывали в соседнем вагоне.
А в поезде №43 «Алматы-Костанай» проводница четвертого вагона Айсулу Оспанова разоткровенничалась: «Мы ведь свои собственные деньги вкладываем в заварку и сахар. Так что нам хочешь-не хочешь приходится навязывать чай, чтоб свои же деньги вернуть. Думаете, нам приятно выслушивать недовольство от людей?» Кстати, здесь за постельные принадлежности и чай взяли 116 тенге. Как сказала Айсулу, пакетик сахара вмещал 4 грамма содержимого, а заварка – 3 грамма. Пакетик сахара, оставшийся с прежнего вагона, надо сказать, был ничуть не больше этого, хотя цифры говорили иное.
У мастера резерва проводников О. П. Морозовой удалось узнать, что приказа, обязывающего пассажиров покупать чай в вагоне, не существует. «Есть положение, что в обязанности проводников входит раздача чая три раза в день: с 8.00 до 10.00, с 15.00 до 17.00 и с 20.00 до 22.00 местного времени, - заявила Ольга Петровна, - остальное время титан должен быть отключен. Но о том, чтобы навязывать напитки, и речи быть не может. Проводники ведут себя некорректно».
Вопрос о том, что проводники вроде не по своей воле покупают чай, а кто-то их на это натолкнул, остался открытым. Кроме того, Ольга Петровна уточнила, что сейчас раздача чая вводится в план. Скоро и вагон-ресторан работать будет. Вот только интересно, и туда будут силком загонять?
Татьяна КСЁНЗ
[an error occurred while processing this directive]