[an error occurred while processing this directive]
У КАЖДОГО НАПОЛЕОНА СВОЙ ВАТЕРЛОО
Непревзойденный афорист современности Виктор Степанович Черномырдин в бытность свою премьером однажды подметил: «Правительство – это не тот орган, где, как говорят, можно только языком». В том смысле, что можно и не только языком. Последние события в правительстве казахстанском тому подтверждение. Не далее как в минувший вторник новый глава Кабинета обозначил собственную стратегию реформ, почти революционную, поскольку главное направление: связь, железная дорога, а вместо банка – электроэнергетика. Этим отраслям и в ближайшее время предстоит конкретная демонополизация. На железной дороге разделят и приватизируют грузовые и пассажирские перевозки, полностью приватизируют региональные энергокомпании, дабы торговля электричеством в розницу удешевила оное, большая конкуренция ожидается на рынке сотовой связи. Всю эту грандиозную демонополизацию Даниял Ахметов пообещал начать лично с января будущего года. Как говорится, флаг в руки… А мне хочется вернуться года на три назад, когда в бытность свою вице-премьером Даниял Ахметов презентовал не менее грандиозный проект обновления комбайнового парка страны: совместно с Украиной в Петропавловске Казахстан должен был начать производство зерноуборочной машины нового поколения, которой, говорят, лично и название придумал – «Нан». Тогда же были закуплены девять готовых образцов техники будущего для испытаний в наших условиях. Эти испытания закончились полным провалом и в 2001, и в 2002 году. Кстати, за испытания прошлого года украинская сторона казахстанской не заплатила по сей день и платить, судя по всему, не собирается. А это явный признак того, что проект почил в бозе. Тем более что на казахстанский рынок пришел, и видимо надолго, «АгромашХолдинг» с красноярскими комбайнами.
Как бы там ни было, но в прошлый вторник премьер-министр заметил, что многие министерства сегодня работают по нескольким программам, целесообразность которых еще предстоит проанализировать. А потому будущий год он назвал годом «анализа и наблюдений». Программ и в самом деле громадье. Буквально неделю назад на заседании правительства вице-премьер и министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов представил программу развития сельских территорий. Коллеги по кабинету узнали, что сегодня в Казахстане насчитывается 7660 населенных пунктов, в которых проживает 7193860 человек. Объем валового производства сельского хозяйства составляет 55 миллиардов тенге. Если пересчитать на каждого сельского жителя, то получится по 7 тысяч тенге в месяц, из которых 4 тысячи – личное потребление, что почти в два раза меньше, чем в среднем по республике. Увеличением душевого дохода селян и озаботился Минсельхоз, еще в прошлом году образовав под своей крышей Департамент территорий. Выяснилось, есть три пути. Первый: оставить все как есть, и увеличить государственные субсидии селу. Второй: в два раза увеличить производство сельхозпродукции. Третий: оптимизация расселения сельского люда. Как говорится, козе понятно, что первые два варианта не про нас: в первом случае нет у государства таких денежек на увеличение субсидий, а двукратный рост объемов производства при нынешних рынках и ценах никому не нужен. Остается она, родная, до судорог знакомая оптимизация. Уж что мы только не оптимизировали за последние десять лет, а оптимизма почему-то не прибывало. А потому ничего другого не остается, как сослаться на мировой опыт расселения сельского населения. По словам господина Есимова, в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес сельского населения составляет от 5 до 9 процентов против 27 процентов у нас. Но за кадром осталось другое: у них – интенсивные технологии, у них селекционеры в два раза быстрее наших новые сорта пшеницы производят, у нас – экстенсивное производство и хороший урожай на 80 процентов зависит от погодных условий.
Впрочем, программа – долгоиграющая, до 2010 года. Сколько за это время сменится правительств, можно только предполагать. И не мной замечено: каждое новое правительство, каждый новый министр стремится заявить о себе новой программой, забывая благополучно о программах предшественников. Но, как заметил один острослов, всякий народ имеет то правительство, которое его имеет. Оптимизация сельского населения, положенная в основу очередной программы, идет уже не первый год. Только за последние семь лет (цифры прозвучали в докладе Ахметжана Есимова) из села в город переехало более 600 тысяч человек, из города в село – свыше 270 тысяч. Стихийный процесс правительство пытается взять под контроль, разделив его на два этапа: до 2006 года проработать нормативную базу по регулированию миграции и провести переселение жителей 125 сел и аулов с низким потенциалом, а также 8 населенных пунктов с неблагоприятной экологической обстановкой. На втором этапе предполагается определить объемы финансовых ресурсов для оптимизации сельского населения.
К новой программе правительства можно и нужно относиться критически, с определенной долей скептицизма, но нельзя не заметить и уже проявившиеся положительные моменты. В ходе разработки программы, например, выяснилось, что в целом по стране насчитывается 136 населенных пунктов, в которых… никто не проживает (видимо, последствия предыдущих оптимизаций). «При составлении программы выяснили, что у нас нет никаких паспортов экологической безопасности сельских населенных пунктов, нет у нас критериев оценки, - сделал открытие вице-премьер. – Поэтому предстоит очень большая работа по созданию законодательной и нормотворческой базы для того, чтобы нам правильно оценивать экологическую безопасность сельских населенных пунктов». А пока экологическая безопасность сел оценивается на глазок: если в литре колодезной воды содержится три грамма соли, этот поселок не перспективен и население в нем жить не может… Не говоря уже о завышенном радиационном фоне, о котором никто не ведает.
И вот что интересно: вопросов по докладу Есимова не было, министры приняли программу единодушно. Ведь они прекрасно понимают: у каждого Наполеона должен быть свой Ватерлоо.
Владимир КАТКОВ
[an error occurred while processing this directive]