[an error occurred while processing this directive]
ВЕЧНЫЙ ЗОВ… ВЕЧНОСТИ
Молодой костанайский скульптор Адиль Чутаев отправляется в СанктПетербург, где в Академии художеств состоится его первая в жизни персональная выставка. А недавно он передал одну из своих работ в дар областному краеведческому музею. Это скульптурный портрет руководителя агрофирмы "Карабатыр" Жазита Каримовича Кудайкулова. Среди работ Адиля скульптурные портреты Маргарет Тетчер, египетской царицы Нифертити, Аблайхана… И вот теперь в их ряду наш земляк и современник, "первый казахстанский помещик". Увековечен при жизни. Естественный вопрос: по заказу?
Я по заказам не работаю, категорически отверг такую версию Адиль, я делаю то, что мне нравится, образ должен созреть в моей душе. О Кудайкулове я много читал, слышал, в конце концов, меня заинтересовала эта личность. Летом прошлого года состоялось несколько наших встреч: я делал фотографии, карандашные наброски, лепил из глины и пластилина. В итоге, считаю, нашел образ, наиболее полно раскрывающий личность этого непростого человека.
Адиль, первая персональная выставка не в Костанае, а в Питере. Тоже напрашивается вопрос…
Все очень просто: я учился там, в Академии художеств имени Репина, в мастерской великого скульптора современности Михаила Константиновича Аникушина. Достаточно назвать памятник Пушкину у Русского музея, мемориальный комплекс защитникам Ленинграда на Московском проспекте. Вообще современный скульптурный Питер начинается с Аникушина…
Как Москва теперь с Церетели?
Я бы не ставил их в один ряд: Аникушин - классик, художник мировой величины. Церетели - предприниматель от искусства, хорошо чувствующий конъюнктуру сиюминутной выгоды.
В таком случае вызываю на откровенность: твое собственное творческое кредо?
Я бы назвал его новым реализмом - я создаю душу скульптуры, ее внутреннюю энергию.
Тебя не слышно и не видно в Костанае?
Я здесь живу и работаю - здесь моя родина, а все мои интересы, все мои друзья, с которыми мне нравится общаться, - в СанктПетербурге. Я люблю работать с бронзой, а бронзу отливают только в Питере, на заводе "Монументскульптура", поэтому бываю там часто. Кстати, на выставку я везу только "бронзу".
А как с провозом произведений искусства да еще из цветмета через рубежи Родины?
Мороки много: с цветными снимками скульптур, предназначенных для провоза, еду в Астану, в Министерстве культуры их просматривают, и по каждой в отдельности выдается разрешение на вывоз. За каждую нужно заплатить полторы тысячи тенге.
Адиль, почему ты стал скульптором?
Думаю, семейное. Мой дедушка Ахметказы Каскемелович был самодеятельным художником: рисовал, лепил, вырезал. Отец увлекается тем же самым. К 8 классу я уже твердо знал, что буду скульптором: после окончания школы поступил в Алматинский театральнохудожественный институт. После трех лет учебы мои работы увидел Аникушин и предложил учебу в его творческой мастерской. Это был подарок неба.
О планах на будущее?
Вот об этом я никогда ни с кем не говорю. Это есть часть внутренней энергии, которой я должен зарядить свои работы.
Вопросы задавал
Владимир КАТКОВ