[an error occurred while processing this directive]
КАТАСТРОФЫ
Когото больше интересуют заработки известных футболистов, ктото спорит о том, как они должны играть и за какой клуб выступать. А мальчишки, как и 50 лет назад, продолжают гонять во дворе кожаный мяч и мечтать о футбольной славе. При этом немногие задумываются о том, что около четверти своей спортивной жизни кудесники мяча проводят в самолетах, еще четверть – в машинах. А значит гораздо чаще рискуют жизнью. И может быть поэтому нас так сильно потрясают те трагедии, что происходят с нашими кумирами.
СЛЕЗЫ ТАШКЕНТА
В середине 70х на футбольном небосклоне СССР появилась новая звезда — ташкентский «Пахтакор». Именно благодаря успехам узбекских игроков в республике футбол стал спортом номер 1. А имя Михаила Ана, капитана команды, было на устах у каждого школьника.
11 августа 1979 года футболисты вылетели в Минск для очередного матча с «Динамо». С земли их самолет, как и полагается, страховали диспетчеры. Но на горе в тот день за пультом работал молодой специалист, так называемый «вчерашний» студент. Итак, навстречу друг другу в небе на одной высоте шли два лайнера Ту154. В обычной ситуации диспетчер должен был бы указать одному из самолетов сменить эшелон, чтобы «не сцепиться крыльями». Молодой диспетчер это понимал, поэтому, как обычно, выстроил график, и по его плану самолеты должны были пройти благополучно мимо друг друга гдето в районе Днепродзержинска. Итак, лайнер с футболистами занял отведенный ему эшелон 8400 метров, впрочем, так же, как и другой Ту154 . Между двумя самолетами оставалось 170 км, когда один из дежурных опытных диспетчеров решил на всякий пожарный еще раз проверить график. По лицу своего коллеги молодой «спец» понял, что произошло чтото ужасное. График был, мягко говоря, «неточен», и самолеты шли прямо в лоб друг другу. До столкновения оставалось какихто 7 минут, но все можно было бы поправить. Если бы в небе, как назло, не находился еще один самолет — Ил62, который шел на 9000 метров. Второй диспетчер, истошно вопя, требует от штурмана этого самолета освободить эшелон 9000 метров, чтобы позволить ташкентскому лайнеру занять это место. Но, видимо, высшие силы уже распорядились иначе. В тот самый момент, когда диспетчер просил ташкентский самолет перейти на высоту 9000 метров, появились радиопомехи. И пилот ташкентского лайнера не услышал сигнала диспетчера. Но оттого, что произошло секундами позже, даже скептики готовы были поверить в существование дьявола. Дело в том, что эту самую команду диспетчера услышал... пилот Ил62 и подумал, что ему приказывают оставлять высоту за собой. А диспетчер изза тех же помех решает, что это дал ответ ташкентский пилот. И он выключает связь...
Ровно через 2 минуты серое небо осветилось и раздался мощнейший взрыв — два самолета встретились на одной высоте, обменявшись последним смертельным объятием.
В день похорон в Узбекистане был объявлен траур по погибшим. Во всех школах Ташкента были отменены уроки, и практически весь город провожал своих героев в последний путь. Правда, многие тогда были уверены, что, не погибни команда «Пахтакор», никто бы и не узнал о трагедии, ведь, по официальной версии, советские самолеты у нас не падали... Кстати, главный тренер команды в день отлета вдрызг разругался с супругой и опоздал на самолет. И еще очень тогда переживал, что придется теперь добираться поездом...
Команде разрешили оставаться в высшей лиге СССР целых два года, но создать новый клуб, равноценный по мощи предыдущему, уже не удалось. И знаменитый в прошлом «Пахтакор» надолго распрощался с надеждами на высшую лигу чемпионата.
ТУРИНСКИЙ ТРАУР
Сколько человек сегодня хотя бы отдаленно интересуются выступлениями итальянского клуба «Торино»? Правильно, в основном только те фанаты, которые родом из Турина — родного города команды. Да и среди них большая часть болеет за сородичей из «Ювентуса». Но в 40е годы игроки «Торино» практически в полном составе (!) входили в национальную сборную страны. Именно футболисты туринского клуба вдохнули в души пламенных итальянцев новую религию — под названием «кальчо» (футбол). Это в наше время футбольные болельщики из разных городов буквально ненавидят друг друга. Во времена Второй мировой все было подругому. Для всех в обескровленной войной Италии было одно спасение — попасть на стадион и порадоваться красивым голам своих любимцев. Главным их кумиром тогда был прославленный капитан «Торино» Валентино Маццола.
С 1942 по 1949 год этот суперклуб выиграл 5 чемпионских титулов, а журналисты сходились во мнении, что «с туринцами вообще невозможно бороться». Практически у каждого юного итальянца на стенках висели фотографии кумиров из команды, которая громила даже международных грандов. Маццола, Лентини, Краверо, Феррини, Мерони и Гразильяни — именно они определяли лицо итальянского футбола тех времен. 4 мая 1949 года вместе со своими товарищами по команде они возвращались после победного выступления в Лиссабоне над местной «Бенфикой». В общей сложности на том самолете летело 28 человек, из них 18 — футболисты «Торино». Несмотря на сильный туман, пилоты прекрасно контролировали машину... до тех пор, пока крыло самолета не задело базилику храма в Суперге. По сегодняшним меркам, само столкновение было не слишком сильным, но и самолеты в 49м были еще не столь совершенны.
Через пару часов на жизнерадостных итальянцев обрушилось сообщение, которое заставило всю страну несколько месяцев рыдать от горя — в той катастрофе все 18 футболистов разбились насмерть. Как стало известно позже, самолет вследствие удара, как подкошенный рухнул неподалеку от храма. И в огромном земляном углублении прибывшие на место катастрофы специалисты обнаружили кровавое месиво из плоти и металла. Судьба в прямом смысле смела с лица земли великую команду «Торино». Клубу же так и не удалось восстановиться после этой катастрофы. Сезон 49го в чемпионате Италии доигрывали парни из «молодежки», а чиновники итальянского футбола в знак уважения «подарили» команде скудетто. Радости от которого, понятное дело, ни у кого не было. К тому же обескровленная национальная сборная страны с треском провалилась на чемпионате мира.
Игроки клуба лишь однажды после трагедии 49го становились чемпионами страны. И случилось это через целых 27 лет — в 1976 году. Многие жены погибших тогда футболистов запретили своим детям даже близко приближаться к стадиону, но искоренить любовь итальянцев к футболу было невозможно. Ведь даже семилетний сын Маццолы — Алессандро, не послушав свою мать, продолжал грезить о футбольных баталиях. И сталтаки первоклассным нападающим, но вот играть за команду отца не смог и выступал в миланском «Интере»...
РАССТРЕЛ В УПОР - ЗА АВТОГОЛ!
К сожалению, футбольные кумиры прощались с нами не только в воздухе, многие из них погибали в собственных авто. В Бельгии люди до сих пор помнят игру полузащитника национальной сборной Людо Кука. В 1984м, возвращаясь после очередного матча, он по нелепой случайности не смог справиться с управлением машины. Не вписавшись в поворот, машина влетела в дерево и футболист погиб прямо на месте, получив смертельный удар в голову. Оплакивали Людо и в «Торино», ведь он много игр провел за эту команду. А уж туринцам не впервой плакать о своих футболистах.
Нападающему бразильской сборной и клуба «Флуминенсе» Денеру так и не посчастливилось стать чемпионом мира. В марте 1994го, сидя за рулем своей машины, он врезался в телеграфный столб и скончался на подъезде к одной из больниц РиодеЖанейро.
Осенью 1991 года болельщики немецкого «Кельна» прощались со своим любимцем — Морицем Банахом, который вместе со своей женой попал в автокатастрофу и погиб на больничной койке. А были и вообще странные случаи. Так, например, знаменитый игрок тбилисского «Динамо» и сборной СССР Виталий Дараселия вместе со своей супругой ехали в машине по горным дорогам — возвращались из отпуска. До сих пор непонятно по какой причине машина сорвалась в пропасть, — никогда на том месте до этого не было даже простой аварии. У московских же динамовцев был период, когда фанаты с трудом могли выдавить из себя хоть слово. В начале 70х молодой футболист клуба и надежда страны Анатолий Кожемякин погиб прямо в лифте. Дело в том, что он попросту там застрял и решил, не дожидаясь посторонней помощи, выбраться из кабины. Ему удалось раздвинуть двери, и он практически освободился, когда лифт неожиданно поехал... Смерть футболиста была мгновенной.
А как не вспомнить о судьбе прекрасного колумбийского защитника Андреса Эскобара. В том июльском матче 1994 года его сборная встречалась с американцами. Сотни колумбийцев приехали тогда на чемпионат мира поддержать свою команду. А Андреса угораздило забить в собственные ворота, вместо того чтобы выбить мяч у форварда противников. Горевала тогда вся Колумбия, а через 10 дней какойто подонок подкараулил футболиста и оборвал его жизнь несколькими выстрелами в упор. Брат Андреса, тоже начинающий футболист, возненавидел колумбийских болельщиков и уехал из страны. По словам отца Андреса, Дарио Эскобара, убийцей оказался один из богатеньких колумбийцев, который с друзьями поставил кучу денег на выигрыш сборной. И автогол Андреса «испортил им всю малину». Колумбийцы до сих пор каждый год вспоминают одного из своих лучших футболистов, а Дарио всетаки нашел в себе силы остаться в стране. Он часто выступает с интервью, где призывает футбольных болельщиков обратить внимание на красоту игры, а не заниматься мордобитием или уж тем более убийством.
Разворот ведет Спартак РОМАНЦЕВ