На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 38 (38)
19 декабря 2002 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
[an error occurred while processing this directive]
Хронограф
Политэкономика
На линии
Неслучайные связи
Спартакиада
Спецназ
Операция "Ы"
сИНТИМенты
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2003

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003

[an error occurred while processing this directive]

ВОЙНА ФЕРМЕРОВ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

Бесхозяйственность ЗАО “Казахстанские железные дороги” срывает зерновые контракты республики

На минувшем заседании мажилиса парламента депутаты С. Бисетаев и В. Асанов сделали очередной запрос по проблеме вагонов-зерновозов. Из-за их дефицита (зачастую искусственного) аграрный сектор страны несет огромные потери. Правительство же сей “форс-мажор” упорно игнорирует.
Наша газета уже неоднократно писала об отвратительной организации перевозок зерна железнодорожным транспортом. ЗАО “Казахстан темир жолы” (КТЖ) не поставляет своевременно зерновозы, не выполняет заявки на экспортную отгрузку зерна, месяцами не возвращает направленные в Россию вагоны с зерном. Большое количество вагонов просто... потеряно. Из-за этого срываются контракты на экспорт зерна. Вот лишь один свежий пример. Казахстанская фирма “Агро-стар” по контракту с правительством Туниса в ноябре должна была поставить 311 вагонов пшеницы и 396 вагонов ячменя. Однако удалось отгрузить лишь 79 вагонов и 66 соответственно. Кроме того, эта же компания должна была поставить 60 вагонов пшеницы в рамках всемирной продовольственной программы ООН для гуманитарной помощи Афганистану, однако отгружено лишь 23 вагона.
Стоит ли говорить о том, что такие “железнодорожные шалости” наносят удар ниже пояса, причем не отдельно взятому ТОО “Агро-стар”, но и всем казахстанским экспортерам зерна. На мировом хлебном рынке царит жесточайшая конкуренция. В таких условиях даже малейшая оплошность чревата потерей заказов. Что уж говорить о срыве львиной доли части поставок! Порой складывается впечатление, что отечественные железнодорожники работают на аргентинских, канадских и украинских фермеров. Благо, что хоть метод белорусских партизан при этом еще не применяется и зерновозы не пускают под откос.
Однако срыв экспортных контрактов крупных зерновых компаний по вине железнодорожников - лишь вершина айсберга. Куда в более худшем положении находятся мелкие и средние трейдеры. Свои отношения с ними КТЖ строит не как партнер с партнерами, а как богатый, но скупой дядюшка с бедными родственниками. Сейчас для большинства менеджеров мелких и средних зерновых компаний головня боль - поиск не рынков сбыта закупленного зерна, а средств его перевозки. Раздобыть несколько вагонов - редкая удача. Их нужно доставать (помните этот популярный в советское время термин?), используя всевозможные методы. Более того, отказ в подаче зерновозов - обычное дело для выталкивания конкурентов, которые более крупные трейдеры используют по отношению к мелким. Сплошь и рядом случается, что владельцы элеваторов просто отбирают зерновозы, пригнанные их клиентами, и загружают свое зерно! Как ни парадоксально, но вагоны, по сути, превратились в инструмент экономического давления. Аналогичная ситуация сложилась с перевозками не только зерна, но и других видов продукции, в частности, металла.
По информации депутатов С. Бисетаева и В. Асанова, сейчас создается новое предприятие, с участием ЗАО “КТЖ” и российской стороны, которое будет заниматься вагонами. Народные избранники выразили опасение, что расходы на новую посредническую структуру тяжким бременем лягут на плечи пользователей услугами железнодорожного транспорта. Депутаты считают, что министерство транспорта и коммуникаций неспособно эффективно управлять ЗАО “КТЖ”. Соглашаясь с этим, мы, со своей стороны, считаем, что дело не только в минтранскоме. Абсолютно непонятно откровенное бездействие антимонопольных органов. Они наделены достаточными полномочиями, чтобы провести расследование ситуации с искусственным дефицитом вагонов. Тем не менее активных действий не предпринимается (или антимонопольщики их очень тщательно маскируют).
Депутаты с завидным постоянством засыпают правительство запросами по этой проблеме. Единственной реакцией стал отчет перед народными избранниками главы ЗАО “КТЖ” Е. Атамкулова, признанный неудовлетворительным. Ситуация, меж тем, не меняется ни на йоту. По сути дела, саботируется политика Президента, направленная на ускоренное развитие аграрного сектора. Неужели и в ситуацию с вагонами потребуется вмешательство главы государства?

Александр Суханов, Астана
OKO-KZ

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ТЕНДЕНЦИЯ: МЕНЬШЕ ДОХОД – БОЛЬШЕ СУБВЕНЦИЯ
Вчера, на очередной сессии областного маслихата депутаты единогласно проголосовали за бюджет 2003 года. Впервые за последние годы 71,6 процента всех средств направляются в социальную сферу

СОЛНЦЕ В ВАШЕМ БЕНЗОБАКЕ
Кто есть кто? Компания “Гелиос” пришла на костанайский рынок ГСМ

ВОЙНА ФЕРМЕРОВ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
Бесхозяйственность ЗАО “Казахстанские железные дороги” срывает зерновые контракты республики

РАДУЕВ УМЕР, ПРИЗЫВАЯ К МИРУ?
Салман Радуев отбывал пожизненный срок в одной из колоний Пермской области, известной под названием “Белый лебедь”. 3 декабря он ответил на вопросы корреспондентов газеты "Труд". Это интервью оказалось последним в жизни Радуева.

БУДАНОВА НАПРАВЯТ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Судебно-медицинская экспертиза признала полковника Буданова, которого обвиняют в убийстве чеченской девушки, невменяемым, и теперь он будет направлен на принудительное лечение