РУБРИКИ |
[an error occurred while processing this directive]
|
ИНФОРМАЦИЯ |
|
|
|
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz)
обязательна.
© "Наша
Газета", 2002-2003
Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
СКОЛЬКО СТОИТ ПОБЕДА
Акулами европейского футбола по праву считаются английский “МЮ” и испанский
“Реал”. Этот богатейший тандем каждый год располагает деньгами, равными годовому
доходу какого-нибудь маленького европейского государства – 1 миллиард долларов
на двоих! В последние годы Турция также переживает настоящий футбольный бум. И
в этой стране не обошлось без солидных экономических вливаний. К примеру, три
кита турецкого футбола – “Галатасарай”, “Фенербахче” и “Бешикташ” - в год тратят
на собственные нужды аж 175 миллионов долларов. Киевскому “Динамо” и московскому
“Спартаку” приходится тягаться с благополучной Европой, имея за душой всего по
20 миллионов долларов. А что говорить о казахстанском футболе, когда самый благополучный
клуб страны – столичный “Женис” - по некоторым данным, может позволить себе истратить
чуть более двух миллионов долларов за сезон.
Беда всего казахстанского футбола – его финансовая несостоятельность. Ни один
отечественный клуб не может самостоятельно зарабатывать на жизнь. Игра номер один
держится в нашей стране на плечах областных и городских акимов, а также немногочисленных
спонсоров. В то время как в Европе на футболе давно уже научились делать солидные
деньги.
За счет чего, к примеру, выживает английский “МЮ”? Продажа сувениров составляет
33 процента от общего дохода команды, 35 процентов пополняют бюджет за счет реализации
билетов и абонементов, 14 приносит клубу продажа прав на показ матчей по телевидению.
Остальные деньги игроки зарабатывают собственными ногами, получая призовые за
счет побед в различных клубных турнирах. К примеру, испанский “Реал” за победу
в розыгрыше Лиги чемпионов сорвал куш в размере 42 миллиона евро. Клубам средней
руки приходится выживать за счет продажи игроков. Испанская “Сельта” за счет трансфертной
политики пополняет клубную кассу на 23 процента.
В России давно поняли, что футбольного волка ноги кормят. Некоторые клубы Премьер-лиги
уже сегодня живут, себя окупая. Примером может служить санкт-петербургский “Зенит”.
Доходная часть годового бюджета клуба составляет 127,5 миллиона рублей. Расходная
– 186,5 миллиона рублей. Таким образом, дефицит средств составляет 59 миллионов
рублей. Эту цифру “зенитовцы” погашают за счет продажи продуктов с символикой
клуба: хлеба, пива, фисташек, пельменей и майонеза.
О большом бизнесе в казахстанском футболе говорить еще преждевременно. Сегодня
только одна казахстанская команда хоть как-то пытается заработать собственными
силами. Мы можем гордиться, - это наш “Тобол”. Именно он половину необходимых
средств добывает, сдавая в аренду торговые площади оптового и Наримановского рынков
города. Остальные отечественные команды вполне устраивает положение иждивенцев.
Но о лаврах думать явно рано. Кто-нибудь видел в продаже пиво или орешки с символикой
клуба? Не практикуется на стадионе и разносить по трибунам программки к матчам,
напитки. Мелочь, конечно, но, как показывает практика, мелочь весьма денежная.
Подготовил Спартак РОМАНЦЕВ
|
|
|
|