На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 50 (246)
14 декабря 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Страна советов
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  

ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД КОСТАНАЙСКИХ ДОРОГ

Улицы Костаная вновь переживают «ледниковый период». Вместо того, чтобы сразу после снегопадов расчищать снег с помощью техники, наши службы предпочитают отправлять «оранжевые жилеты» долбить толстую наледь ломами, после того как вчерашний снег утрамбуется, подтает и превратится в накат.

В мире меняется все. И только эта недобрая традиция, оборачивающаяся резким ростом числа ДТП и несчастных случаев, непроезжими ямами на поверхности недавно отремонтированного асфальта, меняться, похоже, не собирается. Почему?

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz

Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz

Фирм не меньше, проблем больше

В этом году количество фирм, убирающих снег в областном центре, не изменилось. Однако если в 2005-м четыре предприятия чистили город с помощью техники, то в 2006-м – спецмашинами оборудованы только два из них. ТОО КФ «Шебер» и ГКП «Тазалык-2000» занимаются исключительно ручной очисткой города.

Директор ТОО «АБЗ плюс» Мендыбай ОМАРОВ пояснил «НГ», что схема расчистки – стандартная.

– Нам выделяют определенные районы города. Наше предприятие должно убирать снег на КСК, КЖБИ, в Западном микрорайоне. Работаем по заданию заказчика – ЖКХ акимата Костаная. Как правило, получаем задание на расчистку снега раз в неделю. При этом акимат исходит из бюджетных средств, которые на это выделены. Ведь каждый выезд нужно оплачивать. У нас на вооружении 60 единиц техники, этого хватает с лихвой на три района. Проблема – в объемах, они для нас очень малы. Техника простаивает, хотя мы готовы работать днем и ночью, лишь бы нам за это платили.

Что интересно, данные по количеству техники сильно разнятся с полученными от начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Алексея КИРИЧЕНКО. По его информации у «АБЗ плюс» всего 19 единиц техники, у «Таза-Жол» - 27, у КФ «Шебер» - 4. У «Тазалык-2000» ее нет вообще.

 

Коммерческая тайна про... бюджетные деньги

Директор ТОО «Таза-Жол-2030» Виктор ПОГОРЕЛОВ был менее многословен. Но сообщил «НГ», что количество бюджетных денег, выигранных им на тендере по очистке дорог, и количество техники – коммерческая тайна.

– Все задания, которые дает ЖКХ, мы выполняем. Но бюджет – не резиновый. Все остальное – тайна.

Откроем ее, благо, неграмотность чиновников – вещь распространенная, но не тотальная. На тендере по зимней очистке дорог в 2006 году было разыграно 65 798 307 тенге. ТОО «Таза-Жол 2030» получил 48 669 168 тенге, «АБЗ плюс» - 12 489 205 тенге, КФ «Шебер» - 3 65 487 тенге, а ГКП «Тазалык-2000» - 1 574 447 тенге.

 С желанием некоторых руководителей делать тайны из трат бюджетных денег «НГ» сталкивается постоянно. Никак они не могут привыкнуть, что отчитываться за каждый потраченный тенге из казенного кармана – их обязанность.

Между тем достаточно беглого взгляда на перекрестки Костаная, чтобы «все тайное» стало явным. Областной центр более или менее регулярно чистится в двух-трех «стратегических точках»: акиматы и примыкающие к ним кварталы, выезды из города. Все остальное – время от времени или никогда.

 

Крепче за баранку...

Самый центр улицы Гоголя – от Баймагамбетова до проспекта Абая – теперь практически с односторонним движением. Справа и слева – слой наледи, шириной под 2 метра. Редко какой водитель рискует на нее заезжать, поэтому и движутся в одну сторону. Аналогичная ситуация по всей улице Алтынсарина. Напротив музея чернеет наст льда, напротив зеленого рынка и вовсе две огромные горы слежавшегося снега и льда. Счистить счистили, но не вывозят.

– Вот это да! – удивляется таксист Владимир АФРЕМЕНКОВ. – На полях столько снега нет, как в центре города. Снег вовремя не очистили, а теперь будут ломами вместе с бордюрами выдирать. Что значит почему? Да они специально деньги на технике экономят. Сейчас литр солярки 80 тенге стоит. 100 литров залил – вот тебе и 8000 тенге. А «КАМАЗ» эти 100 литров за день сожрет. Им, конечно, дешевле тетю с ломиком выгнать.

Водителям общественного транспорта из-за наледи на дорогах подъехать к остановкам непросто. После полного торможения автобус продолжает скользить по льду. По словам водителей, аварийной ситуации в местах парковки удается избежать чудом.

 – Водитель грузовика мне чуть не снес лобовое стекло, – рассказывает корреспонденту «НГ» шофер автобуса №20 Алексей АМЕКЕНОВ. - Я подъехал к остановке. После торможения автобус стал скатываться по льду, поскольку остановка была расположена слегка под наклоном. В это время ехал «КамАЗ». Водитель грузовика вовремя успел совершить маневр. Автобус, можно сказать, случайно остался цел.

Этот случай не единичный. По словам Амекенова, на одной из остановок столкнулись два автобуса. Один заскользил по льду и зацепил другой. Отъехать от обледенелой автобусной остановки сложно. Колеса пробуксовывают по льду и катить дальше отказываются. Мы сами стали свидетелями того, как автобус, натужно рыча, пытался преодолеть ледяное препятствие. На это ушло около двух минут. Поэтому людям общественный транспорт приходится ждать на 5-7 минут дольше обычного.

       Мы постоянно выбиваемся из графика, нарушаем интервал движения, пассажиры возмущаются, - говорит Амекенов. Водитель считает, что если бы дороги вовремя чистили или посыпали песком, то всего этого можно было избежать. Самыми проблемными он назвал остановки «Большевичка», «Радуга» и «Дом печати».

 

 А как на Западе?

       Начальник ТОО«Костанайдорпроект» Анатолий НЮНЮКОВ говорит, что несвоевременная расчистка дорог от снега серьезно разрушает покрытие. То самое, на котором так охотно экономят наши ремонтники.- Основание всех дорог составляет ЩПС – щебёночно-песочная смесь, усиленная цементом. Существуют даже специальные инструкции по расчету толщины этой дорожной одежды. Зависит она от загрузки автотранспортом. На Западе строительством дорог занимаются частные фирмы, поэтому именно этот основной слой они делают капитально и как можно лучше. Ведь им невыгодно переделывать его ежегодно, потому что он самый дорогой. Зато верхний слой асфальто-бетонной смеси (АБС)западные ремонтники меняют чаще.В Костанае все дороги строятся за бюджетные деньги, которых постоянно не хватает. Поэтому конструкция основного слоя в несколько раз слабее. Помимо этого, дружное весеннее таяние снегов ежегодно успевает основательно разрушить не только асфальто-бетонный слой , но изрядно «калечит»дорогое основание. Такая вот местная экономия. Чиновники кричат, что «бюджет не резиновый» и одновременно его «растягивают». Ежегодно увеличиваются суммы на очистку дорог. Ежегодно растут вложения в их ремонт. Итог прежний – накат зимой и дыры летом. В развитых странах, наоборот, эти расходы уменьшаются за счет качественной работы.

 

Немного арифметики

 

Анализ прошлых лет показал, что в Костанае после зимы разрушается до 2% асфальто-бетонного покрытия, которое затем требует ямочного ремонта. Это данные специалистов. В 2005 году на уборку снега бюджет затратил 83 268 335 тенге. А в акт дефектовки после той зимы вошли 13 улиц. В 2006 году ремонт одного квадратного метра в среднем обошелся в 2359 тенге.

На новый ямочный ремонт на тендере в 2006 году было разыграно еще 75 млн. бюджетных тенге. На очистку - более 65 млн. При этом уже сейчас, после первых снегопадов и оттепели, улицы заледенели до невозможности.

Тем временем, Алексей Кириченко поясняет:

- Сумма, необходимая для того, чтобы все улицы областного центра всегда были чистыми, зависит от количества выпавших осадков и продолжительности их выпадения. В среднем на такую очистку необходимо 59 198 120 тенге.

Как вам такие арифметические казусы? Если для полного порядка хватает 59-ти млн., то почему при 65-ти такой бардак? При этом помимо ежегодного увеличения денег на очистку Костаная от снега из года в год растут и средства на ямочный ремонт. Что это – чиновничье лукавство или невладение информацией?

И еще об одном противоречии. Помните утверждение директора ТОО «АБЗ плюс» Мендыбая Омарова о том, что они могут чистить больше и чаще, техники более чем достаточно, только вот акимат не заказывает? В свою очередь, этот самый акимат в лице Алексея Кириченко заявляет, что при обильном снеге городу необходимо 65 единиц специализированной техники. По его же данным у всех, ангажированных на снежную уборку фирм, их только 50.

Не за горами тендер на очистку дорог Костаная в 2007 году. По словам Алмабека Шамшиева, на 2007 год планируется выделить 131 млн. тенге на общее содержание городских дорог во все сезоны. Сколько из них выделят на зимние работы – неизвестно. Сколько фирм и какое количество техники будет привлечено к этим работам – неизвестно. А уж во что налогоплательщикам обойдется необходимость доплачивать за неумение чиновниками умно, экономно и эффективно распоряжаться бюджетными деньгами, никто и вовсе в расчет не берет.

Результаты тендера по зимней очистке города на 2006 год

 

Название фирмы

Количество денег

Количество техники

Районы города

ТОО «Таза-Жол 2030»

48 669 168 тенге

27

Центр

ТОО «АБЗ плюс»

12 489 205 тенге

19

Север, запад, юг (КЖБИ, КСК, мкр. Западный)

ТОО КФ «Шебер»

3 065 487 тенге

4

Ручная очистка

ГКП «Тазалык-2000»

1 574 447 тенге

 -

Ручная очистка

 

Итого: 65 798 307 тенге

 

 

 

 

  Что выгоднее для бюджета: своевременная очистка дорог или их ремонт?

 

Камиял НУРМАГАМБЕТОВ, командир отдельного батальона дорожной полиции Костанайской области:

-         Если бы зимой в городе своевременно чистили дороги, то на их ремонт летом уходило бы гораздо меньше средств. В этом вопросе не стоит во главу угла ставить деньги. В первую очередь нужно думать о безопасности и удобстве населения. Сегодня в городе чистят только основные магистрали. И это неправильно. Подрядчикам не стоит забывать о том, что в городе есть другие улицы. По ним тоже ездят автомобили и ходят люди. А плохое качество трасс - это лишняя предпосылка для аварий.

Марина ЩЕГЛОВА, директор департамента экономики и бюджетного планирования:

-         Дороги чистить необходимо. И дело здесь даже не в деньгах, а скорее в психологии людей. Из-за наледи на дороге произошла авария. Человек терпит материальные убытки и начинает ругать чиновника. Когда я чищу дорожки вокруг своего дома, я не задумываюсь - выгодно это бюджету или нет. Чистые, ухоженные улицы придают эстетический вид. Поэтому все дороги города нужно своевременно очищать от снега и льда.

 

Алмабек ШАМШИЕВ, заместитель акима Костаная:

-         Очистка и ремонт дорог - совершенно разные вещи. Естественно, очистка дорог гораздо дешевле, чем ремонт. Но на своевременную очистку всех улиц города у нас недостаточно средств. К тому же, если дорога сделана качественно, то и ремонта не требуется. Согласно условиям тендера подрядчик на сделанную дорогу дает гарантию на три года. Если на ней в течение этого времени появляются ямы и трещины, то он обязан их латать за свой счет.

 

Валерий СОЛОДОВ, заместитель начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог»:

-         Своевременность очистки дорог влияет на состояние дорожного полотна. Если бы в достаточном объеме выделялись средства на зимнюю и летнюю очистку дорог, то какой-то процент бюджетных средств мы бы сэкономили на ремонте. Пока из-за нехватки денег мы иногда ограничиваемся ямочным ремонтом, запаздываем с проведением среднего и капитального ремонта.

 

Сакен ТУКЕНОВ, депутат городского маслихата:

- Наши дороги разрушаются и из-за сотни машин, у которых шипованые шины. Я бы сегодня, наоборот, положил снег на дороги, чтобы не разрушать асфальт. До 1990 года, пока не появились в Казахстане «шиповки», асфальт был гораздо устойчивее. Что касается выгоды, то чистка дорог бюджету обходится дешевле, чем ее ремонт.

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД КОСТАНАЙСКИХ ДОРОГ
Улицы Костаная вновь переживают «ледниковый период». Вместо того, чтобы сразу после снегопадов расчищать снег с помощью техники, наши службы предпочитают отправлять «оранжевые жилеты» долбить толстую наледь ломами, после того как вчерашний снег утрамбуется, подтает и превратится в накат.