...А ПОЛИЦИЯ ИХ РАЗГОНЯЕТ
Гульмира ИСАКОВА, радио «Азаттык»
В воскресенье, 26-го ноября, в Алматы прошла демонстрация протеста против запрета на ввоз и эксплуатацию праворульных машин. Полиция разогнала митинг, несколько человек задержаны. Люди хотели провести митинг на площади Республики, однако она с утра оказалась закрыта. Сотни людей пытались пройти на центральную площадь Алматы. Участники акции заявили радио «Азаттык», что полиция применила силу, несколько человек избиты, несколько человек задержаны, несколько машин увезены на штрафную стоянку. Агентство «Франс пресс» сообщило, что арестован лидер нового движения «Союз правых» Санжар Бокаев. Активисты этого движения открыли в Интернете свой сайт Svoboda.kz и собирают подписи против спорных решений властей.
Власти Казахстана решили ввести запрет на ввоз праворульных машин и с 2009 года запретить их эксплуатацию. Существующие машины должны быть списаны или переделаны в леворульные. Казахстанские автомобилисты требуют продлить срок эксплуатации праворульных машин до семи лет. Как граждане свободной и демократической страны, мы должны отстаивать свои права и высказывать свои мнения, говорит член объединения «Союза правых» Санжар БОКАЕВ:
- Я преподаватель университета, у меня зарплата 30 000 тенге, я не могу себе позволить машину за $50 000 и с левым рулём.
Права владельцев праворульных машин намерены защищать и некоторые политики. Об этом заявили руководители и активисты ещё не зарегистрированной партии бизнесменов Казахстана «Атамекен». По словам лидера партии Ержана ДОСМУХАМЕДОВА, среди владельцев праворульных машин очень много предпринимателей:
- Собственность необходимо уважать, собственники праворульных автомобилей - это не самые богатые предприниматели. Они владеют такими машинами потому, что не имеют достаточно средств, чтобы купить разрешенный леворульный автомобиль. И эти машины кормят семьи, они поддерживают малые предприятия.
По мнению официальных лиц Казахстана, с каждым годом из-за правостороннего руля в автомашине увеличивается число аварий. По данным Министерства внутренних дел, два года тому назад было зарегистрировано 100 подобных аварий, в 2005-м году их было 200, а за десять месяцев текущего года их количество достигло 600. По мнению оппозиционного политика Толена ТОХТАСЫНОВА, правительство Казахстана можно поддержать, но они об этом должны были думать раньше:
- Сложилась ситуация, примерно похожая на ситуацию в микрорайонах «Шанырак» и «Бакай». Государство само допустило ввоз этих машин, люди потратились. Такая же ситуация в «Бакае» и «Шаныраке» - государство само допустило, чтобы люди строились на этих участках. Люди ни в чём не виноваты. Поэтому должны защищаться права человека, и здесь должен стоять вопрос о возмещении убытков и затрат этих людей. То есть государство должно решать проблемы владельцев праворульных машин само, но не таким радикальным методом, как оно сейчас это делает.
О нарушенных правах владельцев праворульных машин говорит и правозащитник Евгений ЖОВТИС. По его мнению, казахстанские автомобилисты могут долго противиться и говорить о своих правах, но если правительство решило, то с их мнением никто не будет считаться:
- В нашей стране всё реально, в нашей стране реально за ночь Конституцию изменить. К сожалению, власть не очень сильно прислушивается к общественному мнению. Парламент в значительной массе больше принимает решения в интересах исполнительной ветви власти, нежели защищает интересы избирателей. И, наконец, найти в судах справедливость иногда бывает достаточно сложно, поэтому я боюсь, что если власть такие решения примет и начнет их жёстким путём продавливать, то она их продавит.