На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 45 (241)
9 ноября 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Частное мнение
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Политика KZ  
[an error occurred while processing this directive]

БЮДЖЕТНОЕ «ТОЛКОВИЩЕ»

Обсуждение проекта республиканского бюджета 2007 года вышло на финишную прямую. Мажилис и Сенат перешли к рассмотрению главного финансового документа страны на совместном заседании. Начинается самое интересное – дискуссия, в ходе которой парламентарии будут вносить предложения по увеличению средств для различных программ, решающих проблемы регионов. Насколько народные избранники будут убедительны, чтобы из «припрятанной» для такого случая правительственной «заначки» выбить хотя бы крохи? Доказав при этом своим избирателям, что свой парламентский хлеб они едят не зря?

Такого рода торг в Казахстане уже стал системой. Республиканский бюджет будущего года верстается ещё с весны текущего. В этот период региональные руководители бомбят министерства своими письмами о выделении средств на различные местные программы. А как уж они ублажают заглянувших к ним с рабочим визитом министров, да и чиновников поменьше рангом не забывают, посещая столицу на предмет выпрашивания денег. Напрягают в этот период тем же самым и депутатов, которые при выполнении данной миссии по-настоящему начинают понимать разницу между президентской и парламентской республикой. Они, чувствуя полную зависимость от личного отношения государственного чиновника, ради благородного порыва помочь избирателям в данном случае свои политические амбиции прячут как можно дальше. Многие парламентарии по этой причине и на отчётах министров в Парламенте не задают им «лишних» вопросов.

Наверняка и на этот раз они не спросят о добавке в два миллиарда тенге, которую на прошлой неделе пообещал сделать премьер-министр Даниал Ахметов вдогонку к уже обсуждаемому проекту бюджета 2007 года. Такое решение руководитель правительства принял во время осмотра макета застройки Астаны, который аким столицы ему представил после устранения замечаний президента. Возник вопрос о необходимости быстрейшего строительства коммуникаций в новом микрорайоне, и г-н Ахметов с «царского плеча» пообещал необходимую сумму. Причём его оговорка о внесении поправки в бюджет прозвучала как бы мимоходом, и высказано это было даже без тени сомнения относительно благоприятного отношения к ней депутатов. А как же иначе? Во-первых, это для решения задач, поставленных главой государства, а, во-вторых, ведь тут речь идет о строительстве столицы. Опыт прежних обсуждений аналогичных вопросов показал, что для парламентариев - это «священные коровы».

Что же касается менее «освященных» тем, то и тут депутатам особо тоже не дают «разгуляться». Обычно их финансовые притязания в последние годы оцениваются примерно в 100 млрд. тенге. Правительство соглашается на цифру менее 20 млрд. Хотя к концу года оказывается, что в доходную часть бюджета приходит именно столько, сколько просили народные избранники. Если к тому же вспомнить, что любая законодательная инициатива парламентариев, требующая финансирования, гасится категоричным вердиктом правительственных чиновников: «Денег нет!», то процедура определения, на что надо потратить деньги, поступающие в общую государственную казну, вообще приобретает какой-то непонятный оттенок.

Впрочем, почему непонятнфй? Ведь авторитаризм только тогда можно сделать реальностью, когда человек, стоящий на вершине властной пирамиды, возьмёт под контроль все основные финансовые потоки в стране. Правда, ему не обязательно самому вести учёт: кому и сколько выдано на расходы. Вот определять приоритеты, под реализацию которых правительственные «бухгалтеры» будут выдавать деньги из государственной казны, - это по-современному. А если ещё и выделить небольшую сумму, за которую народные избранники поборются перед объективами телекамер, то можно и международную общественность убедить, что по пути к демократии мы идем семимильными шагами.

А можно ли иначе? Можно. Глядя на программы: долго- и краткосрочные, коих в Казахстане не счесть, начинаешь думать, что у нас обязательно всё рассчитывается на годы вперед. И хочется поддержать нынешнюю власть в её стремлении не выпускать штурвал управления страной до тех пор, пока она не осуществит свои благородные замыслы. Но когда смотришь, как отдельные её представители так щедро берут на себя право лично распределять деньги, им не принадлежащие, не неся никакой ответственности за правильность и эффективность их использования, то невольно подумаешь, что в этой пирамиде власти надо что-то менять.

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

МУРАТ АУЭЗОВ: «ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ САТАНИНСКОГО ТАНЦА…»
Любой власти всегда присущ «государственный кретинизм», считает он. Но хуже всего, когда это становится краеугольным принципом государственной политики.

БЮДЖЕТНОЕ «ТОЛКОВИЩЕ»
Обсуждение проекта республиканского бюджета 2007 года вышло на финишную прямую. Мажилис и Сенат перешли к рассмотрению главного финансового документа страны на совместном заседании.