[an error occurred while processing this directive]
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ ЖКХ: КОРОЧЕ НЕ БЫВАЕТ
Пётр СВОИК, Алматы, специально для «НГ»
В прошлый раз мы с вами убедились (надеюсь) в том, что реальная социально-демократическая политика в государстве начинается не с самопровозглашения той или иной политической партии таковой направленности, и не с произнесения соответствующих красивых слов в Парламенте, а с работы по внедрению демократии и «социалки» на самом «низу» - в тех самых массовых городских многоэтажках, где народ и проживает.
Давайте теперь попробуем провести инвентаризацию тех основных проблем социально-демократической (если можно так выразиться) направленности, которые накопились в жилищно-коммунальном хозяйстве, и которые придётся решать, если социально-демократическая политика у нас в стране действительно начнёт осуществляться. В перекрестье же этих проблем лежит одна, которую можно сформулировать как отсутствие на рынке коммунальных услуг такой необходимой стороны, как организованный потребитель.
На рынке коммунальных услуг действуют предприятия-поставщики, располагающие достаточными для отстаивания своих интересов финансовыми, организационными и кадровыми возможностями. Тарифы на услуги этих естественных монополистов регулирует государство, также способное выделить для такой своей функции достаточные ресурсы. Между тем ещё одной необходимой стороны на этом рынке - самого потребителя, организованного в той степени, которая давала бы ему возможность выражать и отстаивать свои интересы – нет. Жильцы не имеют своего представительства ни на уровне отдельного многоэтажного дома, в котором они проживают, ни на уровне нынешних КСК, ни, тем более, на уровне всего города или той жилой зоны, в которой осуществляется поставка соответствующих услуг. Фактически «партнёрами» коммунальных предприятий являются владельцы сотен тысяч отдельных квартир, бесправных в таком своем положении.
Наиболее наглядно неприемлемость «атомизации» бытовых потребителей иллюстрируется практикой взимания с населения платы за электроэнергию. Так, по действующему законодательству и оптовый, и розничный рынки электроэнергии вынесены в конкурентную среду (на наш взгляд, ошибочно – П.С.), вследствие чего располагающие лоббистскими возможностями крупные потребители заключают договоры непосредственно с наиболее экономичными электростанциями, а также участвуют в текущих торгах, закупая энергию по её стоимости в режиме реального времени. В то же время для массы городского и сельского населения, никак не представленного на энергорынке, применяются жёстко фиксированные тарифы, заведомо превышающие реальную стоимость производства и транспорта электроэнергии. Фактически именно население оплачивает все скрытые внутри энергорынка недостатки: псевдоконкуренцию посредников, многократно завышенные потери в сетях, пониженный КПД электростанций и, наконец, прямую бесхозяйственность и коррупцию.
И по другим своим составляющим рынок коммунальных услуг в Казахстане функционирует ныне во многом вне правового поля, прописанного национальным законодательством. Так, в прямое нарушение закона поставка коммунальных услуг гражданам-владельцам квартир осуществляется без заключения сторонами необходимых договоров. Установленные Гражданским кодексом договорные формы (публичные договоры и договоры присоединения), подписанные обеими сторонами, где бы значились объёмы и условия поставки услуг, порядок расчётов и определения тарифов, взаимные права и обязанности поставщика и потребителя – на практике отсутствуют. Фактически, коммунальные платежи с населения взимаются по неким выставляемым Поставщиками (либо даже посредниками) квитанциям, не имеющим законной правовой основы.
Не налажен и должный учёт фактически потреблённых коммунальных услуг. Так, платежи за отопление и горячую воду взимаются с населения по искусственным расчётным нормативам, которые сами по себе не утверждены законным образом и, кроме того, не выдерживают критики с точки зрения методологии их расчёта и технологии энергетического производства.
Практически отсутствует контроль над потерями при транспортировке электрической и тепловой энергии и водопроводной воды. Эти потери включаются в тарифы величиной, в два-три раза превышающей нормативную, и фактически оплачиваются потребителями.
Разгребать эти «завалы» придётся долго. Но начинать надо!
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]