[an error occurred while processing this directive]
КУДА УХОДЯТ КУМИРЫ?
Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ
К этим, не слишком радужным заметкам меня подтолкнула встреча с кумиром минувших десятилетий Андреем Вознесенским, состоявшаяся, конечно, заочно, на страницах «НГ». Занятно, поучительно и… грустно, очень грустно видеть, как глашатаи «вечного бунта» превращаются в старых мальчиков, играющих всерьёз в свои прежние игрушки. Как горчит эта наивная уверенность в праве художника быть Вечным Учителем истин только потому, что он привык пикироваться с властями! Как горчит философическая безмятежность одного из тех, кто когда-то (в иную эру) не воскликнул, выдохнул: «Россия, я твой капиллярный сосудик. Мне больно, когда тебе больно, Россия!»
Для меня Вознесенский был и остаётся одним из уникальнейших отечественных поэтов минувшего века. И тем горше следить за параболой его поэтического пути, который, словно осколочек разбитого зеркальца, говорит не только о нём лично, но и о нас с вами, и о тех, кто набивается в очередные поводыри народной совести. Было время – и поэт, на которого кричал первый человек в государстве, поэт, который жонглировал мыслеобразами на лезвии ножа, писал: «Уберите Ленина с денег. – Он для сердца и для знамён». Им же были выкованы строки: «Ленин был из породы распиливающих, обнажающих суть вещей» и слова: «Мы входим в мавзолей, и Ленин, как рентген, просвечивает нас».
Зато сегодня тот же самый кумир речёт, как нечто очевидное: «буржуазия», «пролетариат» – это вообще все марксистская феня, прошлогодний снег. Классов нет, есть люди. Сейчас всё настолько перемешано! И он же преспокойненько, как об утренней чистке зубов, упоминает о стихах, посвящённых уже не вождю пролетариата, а «опальному олигарху» Борису Березовскому: «Бежит по Бейкер-стрит твой оголец, Москва…» И он же поминает среди «людей щедрой национальной широты» Горбачёва с его фондом и Павла Бородина, пособивших появлению памятника Пастернаку. Он же, будучи не мальчиком, а мужем, умудряется вставить в свою изумительнейшую по мощи и звукописи юношескую поэму «Мастера» мотыльково суетное: «Сегодня по Диане звонят колокола».
Конечно же, с классами далеко не всё так примитивно, как казалось идеологам диктатуры пролетариата. Конечно же, «буржуа» и «пролетарий» - это упрощение. Конечно же, и олигархи – не двуногие звери. Но разве же вся наша сегодняшняя жизнь не вопиёт о том, что «классы» – далеко не марксистская «феня»? Что же до оды «опальному олигарху», то она поражает детской игрой в храбрость: вот, мол, я какой, как бесстрашно сбиваю шляпу с огородного пугала! Ведь я вновь демонстрирую фигу властям. Но фига-то – ещё не синоним подлинности искусства…
Я понимаю тех, кто писал оды императорам, шахам, царям и королям. И они были зеркальцами своих эпох. Но как печально приплыть в эру од тем, кто кормит, кто готов бросить с новобарского стола очередной кусок – то ли на культуру, то ли просто на подкормку её творцов. Не сужу Березовского – с ним разберётся история. Мало ли было далеко не бездарных пловцов в океане Истории, которые волею его волн вбрасывались на чужие берега? Здесь и древнегреческий полководец Алкивиад, и русский князь Курбский. Но ничего себе «оголец» с миллионами! И это в то время, когда Россия буквально кишит множеством неподдельных огольцов. Да и странно как-то лицезреть в поэтическом ореоле того, кому просто не подфартило в кулуарной драчке за ломоть власти. А уж с горбачёвской «щедростью национальной широты» и того, мягко говоря, курьёзнее. Господин исхитрился проболтать величайшую державу и попутно, вольно или невольно, стал детонатором множества кровавых драм – от казахстанского декабря до Карабаха, посеяв семена такого урожая, страшные плоды которого ещё пожинать и пожинать. Зато у него теперь фонд, и он не скупится на добро. Вот и на памятник Пастернаку кое-что по-отечески уделил. Легко быть добрым за чужой счёт, за счёт разграбленной страны. Глядишь – и поэты не забудут.
А ведь было время, и наш поэт лихо писал: «Ты опаснее, чем вор, скупщик краденого!» Ну, так, когда это было...
Не знаю как кому, а мне лично грустновато от того, что иные былые певцы свободы так легко переквалифицировались в менестрелей «опальных олигархов» и уютных фондов, сколоченных на обломках того, что они когда-то воспевали
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]