На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 36 (232)
7 сентября 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Страна советов
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Судьба человека
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Спецназ  
[an error occurred while processing this directive]

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ДЕПУТАТА

Казахстан впервые в своей истории готовится выбирать акимов районов и городов. Правда, выдвигать кандидатуры имеет право только аким области, а голосовать за них – только депутаты маслихатов. И всё же, по мнению руководства страны, новый способ формирования власти сделает эту власть более ответственной перед народом. Между тем казахстанцы уже давно пользуются правом прямого и всеобщего голосования при выборах тех же маслихатов. Стали ли самые близкие к населению депутаты реальным инструментом народовластия и помнят ли о них избиратели?

Ергали КЕНЖЕБЕКОВ,
Игорь ПРАВЩИКОВ,
ng@ng.kz


Кого выбирали – забыли уже

Костанайская пятиэтажка по улице Баймагамбетова, 156 прославилась тем, что здесь сегодня ведутся бои за территорию. С одной стороны баррикад – коммерческая фирма, получившая от местных властей разрешительные документы на возведение 5-ти и 12-тиэтажных домов внутри двора, с другой – жильцы окрестных домов. По мнению последних, под новостройкой окажется не только детская площадка, но и большая часть их двора. В списке чиновников, к которым взывали жильцы с просьбами, аким области, главный архитектор Костаная, депутаты Парламента, областной прокурор и даже президент Казахстана. Толку от всех этих обращений пока нет. А вот о депутатах маслихата, как о людях, которые обязаны решать проблемы своих избирателей, никто даже не вспомнил. Как никто не смог ответить на вопрос корреспондента «НГ» о том, кто баллотировался в этом районе Костаная, не говоря уже о том, что предлагали эти кандидаты.

– Я малограмотная и в подробности не вдавалась, – говорит жительница дома Анна ШВЕЦОВА. - Хотя была на выборах и голосовала. Вообще думаю, что маслихаты нам нужны, чтобы кто-то следил за работой властей, а то мы чиновников поим и кормим, а решать свои вопросы через них не можем.

Как выяснила «НГ», в данном избирательном округе на выборах 2003 года победили люди, которых никак не заподозришь в халатном отношении к возложенным на них народом обязанностям. В областной маслихат тогда выбрали директора дома ребёнка «Дельфин» Ирину Брагину, в маслихат Костаная – секретаря маслихата Владимира Рубинского. Кстати, 31 августа г-н Рубинский был освобождён от обязанностей секретаря, так как написал заявление с просьбой покинуть депутатский корпус. Но и о том, что Костанай остался без главы представительной власти, электорату также неведомо.

– Депутаты маслихата сами виноваты, если бы они хоть раз появились после того, как их выбрали, может, люди бы их знали, – говорит пенсионерка Эмилия ЛОСЕВА. – А пусть они прочитают этот материал в газете и приедут к нам, наконец, мы с ними и поговорим


«Если гора не идёт к Магомету…»

С начала 2006 года с письменными заявлениями в маслихат Костаная обратилось всего 18 человек. 7 обращений связаны с жилищными проблемами и работой ПКСК. На втором месте по популярности – просьбы о материальной помощи, их 5. Экс-депутат и экс-секретарь маслихата Костаная Владимир РУБИНСКИЙ, обживающий новое рабочее место, – начальника отдела социальной защиты и занятости акимата Костаная, считает, что проблема неэффективности связки «избиратели–депутаты» объясняется низкой активностью самого населения:

– Дело в том, что только половина или около 60% людей интересуются выборами и работой маслихатов. Эти люди точно знают, для чего они выбирают депутатов и по каким вопросам можно к ним обращаться. Остальные 40% на выборы обычно не приходят. Из них 10% не голосуют по религиозным убеждениям, а ещё 30% вообще безразличны к тому, что происходит вокруг. Но именно последние чаще всего возмущаются, что всё плохо, и депутаты ничего не делают. Поймите, сила депутата – в поддержке людей, которые его избирали. Поэтому сами избиратели должны обращаться к депутатам.

Жители дома по Баймагамбетова, 156 первыми в маслихат идти не хотят. Говорят, пусть лучше депутаты придут к своим избирателям:

– Есть проблема, что из нашего двора сделали проезжую часть. Может, нам здесь депутаты помогут? А если они не появляются, мы вообще голосовать за них не будем. Зачем нам такая власть нужна?

– У нас слишком большие избирательные участки, – поясняет свой взгляд на ситуацию председатель ревизионной комиссии маслихата Костаная Негмет СУХАНОВ, – на каждого депутата приходится от 5-ти до 9-ти тысяч избирателей. Естественно, мы не можем охватить их всех с их проблемами. В конце 80-х годов прошлого века город был поделён на 300 избирательных округов, то есть, и депутатов было столько же. Поэтому на каждого приходилось гораздо меньше избирателей. Кроме этого, у депутата было больше возможностей и прав. Работали квартальные комитеты, которые тоже связывали народ и совет народных депутатов.

Для сравнения – сейчас Костанай поделён на 20 избирательных округов.


«…то Магомет идёт к горе»

Допустим, вы вспомнили имя своего депутата маслихата и решили обратиться к нему с просьбой о помощи. Можно прийти к депутату на приём. По регламенту Костанайского городского маслихата каждую среду в здании по ул. Пушкина, 98, где находится аппарат маслихата, дежурят два депутата. Работают с двух часов дня и до последнего посетителя. Ежедневно принимают посетителей только освобождённые депутаты – председатель ревизионной комиссии и секретарь маслихата. Чтобы записаться, надо позвонить по номеру 575-581 и, назвав свой избирательный участок или домашний адрес, узнать фамилию депутата, а также время его приёма. Фамилии посетителей заносятся в специальный журнал, где также указывается время визита, проблема, которая обсуждалась, и результат встречи.

Дать делу ход можно и с помощью бумаги. В этом случае порядок таков:

  • письменное обращение в маслихате должны принять и зарегистрировать, то есть поставить на нём дату принятия, «входящий» номер и подпись принимающего;

  • ответ на обращение депутат маслихата обязан предоставить в течение семи дней;

  • если для того, чтобы разобраться в ситуации, депутату необходимо обратиться в какое-либо учреждение, об этом он также сообщает заявителю, но в этом случае срок ответа может быть продлён до месяца;

  • вопрос о том, делать депутатский запрос или нет, решает сам депутат, исходя из содержания заявления;

  • ответ из учреждения, в которое поступил депутатский запрос, направляется как депутату, так и обратившемуся гражданину;

  • если депутат не реагирует на обращение гражданина, необходимо письменно обратиться к секретарю маслихата.

Как говорит Владимир Рубинский, он не припомнит ни одной жалобы на то, что депутат не отреагировал на обращение. Но и случаи, когда сами депутаты воспользовались своими правами, можно пересчитать по пальцам – с начала 2006 года, например, на сессиях городского маслихата были озвучены только три депутатских запроса. Но скоро таких запросов, считает Рубинский, должно стать гораздо больше:

– Около полугода назад изменился сам статус депутатского запроса – теперь его не нужно обсуждать на заседании комиссии маслихата и утверждать на сессии, как раньше. Можно сразу отправлять адресату – любому учреждению, независимо от формы его собственности, которое обязано дать ответ. Но и в этом случае депутаты – только усиливающее звено, но никак не решающее. То есть они, используя данное законом право, могут обращаться в любой орган и требовать решения проблемы.


Сапожники без сапог

Эпитет «усиливающее звено» между народом и чиновниками может показаться обидным, если вспомнить, что речь идёт о работе представительного органа власти в государстве, в котором по Конституции вся власть принадлежит народу. Но в реальности, что признают и сами депутаты, решение большей части вопросов, с которыми к ним обращаются избиратели, упирается в деньги. В те самые бюджетные деньги, которые маслихаты распределяют и которыми они не имеют права распоряжаться.

Потому и редкие дискуссии внутри маслихатов, а также ещё более редкие споры депутатов с чиновниками связаны с распределением бюджетных средств. Оно и понятно – пролоббируешь финансирование на своём участке, значит, оправдаешь надежды избирателей. Вот только возможностей лоббировать у местных депутатов становится всё меньше, несмотря на постоянные разговоры о децентрализации власти в Казахстане. К примеру, около года назад содержание отделов внутренних дел Костаная было передано областному бюджету. Ранее под опеку областной казны подпало городское здравоохранение. С первого взгляда логично – большие задачи решаются большими деньгами, которые на уровне города или района собрать просто невозможно. Отметим, деньги тратятся, задачи решаются. Но за капитально отремонтированными фасадами отдельных школ и больниц остаются незаметными повседневные проблемы медицины, образования и охраны правопорядка.

Есть и ещё одна причина, которой депутаты объясняют свою пассивность. По закону, расходы на содержание самих маслихатов утверждают их же бюджетные комиссии – ни аким, ни кто-либо ещё не имеет права вмешиваться в эти вопросы. Но чаще всего, соглашаясь выделить деньги на очередной праздник или на покупку машины для высокопоставленного чиновника за 4 млн. тенге, сами маслихаты остаются без средств к существованию. Заработную плату в маслихатах получают только секретари и председатели ревизионных комиссий. Они же – освобожденные, то есть работают только в маслихате. Хотя разница в доходах даже внутри самой представительной власти впечатляет. К примеру, секретарь областного маслихата, по данным «НГ», получает в месяц около 160 000 тенге, а секретарь городского – примерно 40 000. Разница между заработком секретарей и председателей ревизионных комиссий составляет 3-5 тыс. тенге. Остальные депутаты трудятся, можно сказать, на общественных началах.

– Мы работаем бесплатно, - говорит депутат Мендыкаринского районного маслихата, директор Краснопресненской средней школы Берен ЖАНАЙДАРОВА, – и при этом нужно раз в неделю выехать в райцентр. На это в месяц уходит около 5-6 тыс. тенге моей заработной платы. Приходится ещё покупать бумагу и ручки. Но всё равно я, как депутат, помогаю многим. В прошлом году, например, воду провели в школу. Инвалидам помогала по пособиям, обращалась к депутатам Парламента по некоторым вопросам, в центр по выплате пенсий, и небезрезультатно. Сейчас вот разъясняю сельчанам вопросы легализации имущества. Хотя очень трудно работать, потому что приходится исполнять основную работу.

Так и живём – депутаты маслихатов, «усиливающие» единичные просьбы народа в свободное от основной работы время, и избиратели, вспоминающие о своих избранниках только с подсказки журналистов. И всех нас, похоже, такое положение устраивает. Или нет?



Только цифры
18 жителей Костаная обратились к депутатам Костанайского городского маслихата за 8 месяцев 2006 года.
3 депутатских запроса составили за это же время сами депутаты гормаслихата.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ДЕПУТАТА
Казахстан впервые в своей истории готовится выбирать акимов районов и городов. Правда, выдвигать кандидатуры имеет право только аким области, а голосовать за них – только депутаты маслихатов.