[an error occurred while processing this directive]
ПРОГРАММА «ОКНА»
21-го ноября прошлого года правительство РК приняло решение о создании во всех регионах республики Центров обслуживания населения, работающих по принципу «одно окно». В Костанае такой намечено открыть в конце 2006 года. На реконструкцию здания центра из областного бюджета в текущем году выделено 43 млн. тенге. Ещё около 50 млн. - для оснащения оборудованием - направлено из республиканской казны.
Идиллия
Для граждан, уставших мотаться по городу при оформлении различных документов, это хорошая новость. Например, чтобы получить возможность заниматься предпринимательством, нужно пройти регистрацию в департаменте юстиции, потом с полученным свидетельством ехать в управление статистики, затем – в налоговый комитет, уж не говоря об обязательном обращении к услугам нотариуса. И везде очереди. На всё уходит уйма времени, а ты уже договорился о выгодной сделке, задержишься - конкуренты обойдут. Теперь всё должно быть по-другому. Сдал в Центре обслуживания населения в любое окно заявление о регистрации, устав, учредительный договор и квитанцию об уплате сбора за регистрации, и всё! Нужен тебе нотариус - он здесь, понадобится фотограф – тут же, если какая-то справка из налогового комитета – их представитель рядом. В назначенный день пришёл туда же и получил все необходимые тебе документы. Хочешь быстрее установленного срока? Заплати в кассу по прейскуранту за скорость оформления. Полная идиллия.
Скепсис
Я рассказал о проекте знакомому предпринимателю. Он остудил мой энтузиазм:
- Если это называется принципом «одного окна», то я им давно пользуюсь. Нужно открыть фирму - обращаюсь в юридическое агентство. Даю им своё удостоверение личности и доверенность, рассказываю, чем фирма будет заниматься, плачу за услугу, и через неделю все необходимые документы оформлены.
Спрашиваю юристов, много ли им приходится бегать по разным конторам?
- Нет, - отвечают. – Готовим все учредительные документы, сдаём в департамент юстиции. По оформлению регистрации они сами работают с управлением статистики и налоговым комитетом.
Выходит - система «одного окна» уже существует, а мы собираемся напрасно потратить миллионы тенге.
Планы
- Нет, - говорит заместитель начальника департамента юстиции Костанайской области Виктор МОЛИБОЖЕНКО. – В Центре обслуживания населения будут выдавать не только свидетельство о регистрации юридических лиц, но и документы, удостоверяющие личность, подтверждающие право на землепользование, справки налогового комитета, акты гражданского состояния и другие. То есть люди реально будут экономить время. Да и возможностей для коррупции будет меньше.
План реконструкции двухэтажного здания по ул. Тарана, 114 предусматривает большие залы: ожидания и операционный - на 36 окон для приёма посетителей, а также гардероб и буфет. Предполагается, что в центре будут квалифицированные консультанты, которые подскажут посетителям, какие им нужны документы для решения своей проблемы. Запланировано и справочное бюро.
Реалии
Я побывал в здании, где идёт реконструкция. Размеры помещений таковы, что. хотя и ожидается большой приток людей, но толчеи, скорее всего, не будет. Беспокоит другое. Зданием и техникой можно обеспечить – были бы деньги, но любую идею можно загубить непрофессионализмом сотрудников. Такие центры уже несколько месяцев работают в Алматы и в Астане. Исполнительный директор Ассоциации предпринимателей Алматы Гульдана НУРПЕИСОВА говорит, что предприниматели в целом положительно отзываются о работе центра.
- Но есть недостатки, - говорит Нурпеисова, - связанные с отсутствием опыта, непродуманностью технологии работы всего центра.
Валерий Молибоженко утверждает, что негативный опыт южной и северной столиц им известен, его учли даже на стадии проекта реконструкции. Но кадры – это действительно «тонкое» место в технологии работы центра, которое долго может создавать проблемы. Дело в том, что посетители сдают свои документы в любое свободное окно, регистрируется ли человек как юридическое лицо или хочет получить паспорт гражданина РК. Специалист центра, принимающий в работу первичные материалы, должен сразу же выявить ошибки в оформлении. Иначе они приведут к нарушению установленных сроков.
Таких людей ещё нужно готовить. В Астане для них напечатали специальные методички, в которых изложены все требования к сдаваемых документам. Тем не менее, сбоев очень много. Пока не определён и организационно-правовой статус нового учреждения. Будет ли это самоокупаемое коммунальное предприятие или государственное учреждение с бюджетным финансированием, пока неизвестно. А ведь от этого зависит размер оплаты труда будущих сотрудников, и, соответственно, их отношение к выполнению должностных обязанностей.
В 2007 году такие центры должны быть созданы во всех районах и городах нашей области. Они войдут в систему Министерства юстиции РК. Однако если названные проблемы не решать заранее, то хорошую идею можно дискредитировать, а выделенные из бюджета деньги считать зря потраченными.
Материал публикуется в рамках гранта Фонда «Сорос-Казахстан» «Мониторинг прозрачности местных бюджетов Костанайской области». Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда «Сорос-Казахстан»
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]