[an error occurred while processing this directive]
ОПЯТЬ К ЗАКОНАМ ДЖУНГЛЕЙ?
Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ
Наш сегодняшний мир необычайно двойственен. Мне он почему-то напоминает костанайские новостройки и пристройки: суперсовременные отделочные материалы на многолетних зданиях, либо сооружениях из недобитого кирпича весьма почтенных лет. На стенах и крышах нынешних идеологических теремов маняще сверкают «гуманизм», «общечеловеческие ценности», лозунги о том, что все люди, если и не братья, то хотя бы люди, и потому требуют человеческого к себе отношения. А от того - «чужого горя не бывает».
Но что кроется за этими сверкающими покровами? Что становится основой реального поведения или, говоря иначе, что на деле стремятся сделать такой основой? Прежде всего, первобытное по своей сути деление на «мы» и «они». Рассуждения о людях вообще, об общей любви и т.д. и т.п., которые человечество выстрадало и которые с веками стали входить в плоть и кровь самых разных вероучений, в очередной раз начинают всё чаще превращаться в словесную пудру, прикрывающую покатые лбы и мощные челюсти неонеандертальцев. 18-й и 19-й века с их войнами королей и армий в 20-м и 21-м столетиях всё больше превращаются в войны социальные и войны народов, при которых чужой – уже и не совсем человек. Отсюда – кажущиеся парадоксы: наряду с повальным увлечением мораториями на смертную казнь нам бесконечно демонстрируют захватывающие киноистории о Добре (добрых дядях), которое обязательно физически уничтожает Зло. Подкатывает час – и уже не на кинокадрах, а в хронике мелькают тела террористов, которые, как и в кинофильмах, почему-то почти всегда гибнут, так и не дождавшись суда и прочих прелестей современных правовых государств.
Ну и что же тут такого? Они – чужие, чужие, по отношению к человеческой морали и к закону. Как же чуждый им закон смог бы защитить их?
Вроде бы всё логично. Но трагедия последней сотни с лишним лет в том, что десятилетие за десятилетием история выбрасывает в разряд чужих многие миллионы людей. Ближневосточный «конфликт» - лишь один из последних тому примеров, когда выживание и безопасность «своих» ставятся в прямую зависимость от беспощадных ударов по чужим. Взрываются мосты, полыхает вроде бы невоенный аэропорт… Но разве сравнительно недавнее прошлое не знало подобного? Разве кто-то говорил об избыточности силы, когда в годы Второй мировой войны англо-американская авиация стирала с лица земли целые немецкие города? Да и что тут говорить: «на войне, как на войне», да и города эти вражеские, чужие.
Иными словами, сама логика конфликтов, войн и революций последнего столетия такова, что вопреки всяким самым красивым словесным декорациям она, словно сель, несёт всё, оказавшееся на ее пути, в мир первобытных ценностей и ориентиров. В мир, где, как в сказке об огниве, колдунью можно и обмануть, и головы лишить, просто потому, что она колдунья, чужая – а к чужим законы справедливости и гуманности неприменимы.
Надо сказать, что подобное встречалось и прежде. Историки пишут о катехизисе времён войны Наполеона с Испанией, в котором говорилось, что французы - плохие христиане, а по сути дела и нехристиане, а потому и вести себя с ними следует соответственно. Позже к двуногим зверям уже стали причислять так называемых капиталистов. Это в Советской России. В Центральной же Европе к недочеловекам оптом отнесли евреев и цыган. Только последних нацистами было уничтожено 700 тысяч.
Сегодня неонацисты, скинхеды и прочие – не мощная сила, а пока что лишь лёгкая сыпь. Но, боюсь, что наше время в чём-то ещё трагичнее и уж наверняка – драматичнее. Ни расизм, ни нацизм, ни суд Линча не являются знамёнами чётко очерченных мощных движений. Но сама реальность такова, что незримые (?) силы постоянно сталкивают и народы, и целые социальные группы, не говоря уже об отдельных людях. Да законы джунглей и не нуждаются в декларациях и реющих знаменах. Они пульсируют в крови. И не в мифической крови волчьей стаи, пантеры Багиры, медведя Балу и бесконечного множества иных обитателей девственного леса, а в нашей с вами крови. И не только во внешне кровавых схватках. Разве следование тропою клана, касты, а не государства, системы государств – не путь к неоязычеству?
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]