На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 32 (228)
10 августа 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Заимка
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Политика KZ  
[an error occurred while processing this directive]

СНГ ПОГУБИТ РИТОРИКА

Совпадают ли инициативы Казахстана по укреплению Содружества независимых государств с интересами остальных членов этого объединения?


Пять схем

Предложения президента Назарбаева по реформированию СНГ, которые он внёс на неформальном саммите Содружества 22 июля, для экспертов не стали предметом особого рассмотрения. Наверное, потому, что подобные идеи лидер Казахстана уже вносил не раз и, судя по тому, что их практическая реализация не давала заметного интеграционного эффекта, энтузиазм к его новациям постепенно охладел. Анализ свёлся к дежурному гаданию на тему: развалится ли СНГ окончательно или все-таки выстоит? Концепция преобразования союза бывших советских республик, подготовленная главой казахстанского государства, на мой взгляд, впервые даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос. А суть его заключается в том, что все призывы к интеграции остались в прошлом. На смену бесплодной риторике о стремлении к «добрососедству» приходит прагматический подход к решению конкретных проблем, накопившихся у стран, когда-то входивших в одно огромное государство.

Давайте подробнее рассмотрим те самые пять схем, которые Нурсултан Назарбаев предлагает положить в основу модернизации СНГ: укрепление контактов в транспортной сфере, более активное сотрудничество в области науки и образования, изменение миграционной политики, совместное противостояние терроризму, экстремизму, распространению наркотиков и другим современным угрозам, а также решение гуманитарных проблем. Именно в данных сферах, по мнению президента НАЗАРБАЕВА, сейчас «затрагиваются интересы всех народов, населяющих государства Содружества».

В том-то и дело, что «затрагиваются» по-разному. Одна и та же ситуация кому-то из государств, входящих в СНГ, выгодна, а кому-то - наоборот. Если детально рассмотреть каждую из вышеназванных проблем в приложении к Казахстану, станет ясно, почему именно наш лидер и предлагает своим коллегам по Содружеству остановиться на этой «повестке» дня.


Миграция

Две недели назад тема миграционных процессов стала предметом обсуждения на встрече сотрудников Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК с депутатом Национальной ассамблеи парламента Франции Тьерри Мариани. Почему казахстанские аналитики для обмена мнениями пригласили представителя страны, пережившей недавно миграционные бунты? Этот факт объясняется перспективой миграционной ситуации в Казахстане, нарисованной директором КИСИ Булатом СУЛТАНОВЫМ:

- Обострение политической обстановки в Киргизстане, возможный виток гражданского противостояния в Таджикистане, вероятный взрыв беспорядков в Узбекистане, нагнетание социально-экономической напряженности в Туркменистане, вспышка экстремизма в Афганистане, где идёт резкий рост антиамериканских настроений, всё это говорит о том, что поток эмигрантов к нам должен увеличиться.

То, что Казахстан не готов экономически принять такой поток мигрантов, ещё полбеды - директор КИСИ высказал озабоченность возникающей угрозой демографической безопасности Казахстана. По его мнению, большие зарубежные диаспоры на территории нашей страны могут стать «агентами влияния» своих государств. Но тогда возникает вопрос: как руководство Казахстана будет договариваться со своими коллегами из вышеназванных государств о сдерживании миграции, если это не в их интересах? Ведь в нашей стране в середине 90-х годов, когда через массовую эмиграцию «спускался пар» недовольства происходящим в Казахстане, власти это было даже выгодно. Никто не мешал проводить в экономике шоковую терапию. Сейчас, когда нам самим не хватает квалифицированных кадров, Россия стимулирует их отток финансированием специальной программы. Попросить её этого не делать, потому что Казахстану невыгодно? Не получится. Как видим, разница интересов государств СНГ в этом плане опять не будет способствовать интеграционным процессам.


Транспорт

27 июля в Астане министры транспорта Азербайджана, Грузии, Казахстана, Китая и Турции собрались на совещание по укреплению транзитных связей между Европой и Азией в рамках проекта ТРАСЕКА, запущенного Евросоюзом. Казахстанский министр Аскар МАМИН в своём выступлении подтвердил, что для «обеспечения сбалансированности национальных интересов заинтересованных стран» необходимо создание развитой транспортной системы. Но опять же - кто самый «заинтересованный»? Конечно, Казахстан. У него нет прямого выхода в мировой океан. Это прекрасно понимает азербайджанский министр, заявивший, что именно поддержка данного проекта со стороны КНР и Казахстана позволит «в перспективе соединение названной сети с линиями, имеющими выходы в порты Средиземного и Чёрного морей». И грузинский министр поддержал эту идею. Одновременно он выразил готовность Грузии начать строительство железнодорожной ветки от Тбилиси до турецкой границы. Но при одном условии. Если Казахстан профинансирует. Сколько стоит эта затея? Пока посчитали возможные затраты только на одном небольшом участке – около $400 млн. Если сделать эти вложения, то когда они для нашей страны окупятся?

Есть проблемы и с тарифами для казахстанских грузов по российским железным дорогам. Они повышают цену нашей продукции, транспортируемой в Европу, и делают её там неконкурентоспособной. Россияне высокий тариф объясняют необходимостью дотировать перевозки в Сибирь и на Дальний Восток. Легко ли в этих условиях договариваться?


Диалоговая площадка

Нужно констатировать, что предел возможной на сегодня интеграции в СНГ уже достигнут. Теперь этот процесс нужно пустить по другому руслу. В сфере экономики он пойдёт взаимным проникновением капитала, и чтобы этот процесс не сдерживался, нужно совместно развязывать туго затянутые узлы в других сферах. О них и говорил руководитель Казахстана. Но опять же не декларациями и призывами к интеграции, от которых у граждан, часами бесцельно просиживающих на пограничных постах, давно изжога. По конкретным вопросам нужны конкретные меры. Именно поэтому идея Нурсултана Назарбаева превратить саммиты глав государств СНГ в диалоговую площадку для поиска взаимоприемлемых решений видится единственно правильной на сегодня. В таком качестве СНГ будет жить. И дело не только в том, что Казахстан, может быть, больше всех участников Содружества объективно заинтересован в существовании такой структуры. Мировая практика дает примеры, когда соседние государства при некоторых условиях вынуждены поддерживать союзнические отношения. У нас тот самый случай.

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

4 ВЕРСИИ ЗАГОВОРА
Информационные агентства Казахстана распространили сенсационную новость - Рустам Ибрагимов, один из обвиняемых в организации похищения оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева...

СНГ ПОГУБИТ РИТОРИКА
Совпадают ли инициативы Казахстана по укреплению Содружества независимых государств с интересами остальных членов этого объединения?