[an error occurred while processing this directive]
ГИДРОУЗЛУ НУЖНЫ МИЛЛИОНЫ
Такой масштабной аварии, как случившаяся 3 августа на главном водозаборе Костаная, ещё не бывало. Она стоила потребителям массы неудобств, а ГКП «Костанай-Су» обошлась в миллион тенге. Костанайцев волнует, возможно ли повторение.
Причиной аварии стала сорванная задвижка. Она «полетела» во время плановых ремонтных работ.
- На этой задвижке оставалось «подвязать» прокладку и завинтить болты. Нам не хватило каких-то 20 минут, - говорит директор ГКП Игорь КИСЕЛЁВ. - Вода хлынула, и за 2 минуты затопила машинное отделение.
Укреплять песком шандоры – бетонированные ворота, отделяющие машинный зал от реки, – водолазам пришлось на глубине семи метров. Как признал Киселёв, люди на ликвидации этой аварии работали «на грани фола», но, слава богу, всё обошлось.
Затопило все четыре электромотора. Гидроузел пришлось полностью отключить. Вынужденно на сутки остановилась теплокомпания, потому что запас горячей воды был недостаточным. На момент отключения гидроузла чистой питьевой воды на «Костанай-Су» оставалось 10 000 кубометров. По мнению Киселёва, предприятие делало всё, чтобы смягчить неудобства для костанайцев. Воду подавали под давлением в одну атмосферу вместо обычных 4.5. Пусть тонкой струей, но она лилась в квартирах по улицам Каирбекова, Сьянова, Набережной. В четверг ночью предприятие включило малый насос, и к 8-ми часам утра пятницы объём чистой воды увеличился до 17 000 кубометров – народ хоть умыться смог.
Основной двигатель весом в 6,5 тонны пришлось везти на ССГПО, там его сушили особым образом. Его ещё и лаком пропитали для защиты от влаги. Процедура обошлась ГКП в 200 000 тенге.
Новая задвижка стоит около полумиллиона тенге. По соседству с восстановленной стоят ещё три, которые тоже надо было сменить 20 лет назад. Но и это полностью не решает проблему. На гидроузле назрел глобальный капитальный ремонт. Киселёв утверждает, аварии такого масштаба можно было избежать даже со сломанной задвижкой, если бы шандоры хорошо держали воду. Но и они ресурс выработали. В таком состоянии практически все оборудование.
- Для капремонта понадобятся очень большие деньги, - говорит Игорь Киселев, - конкретные расчеты мы ещё не производили. Скоро специалисты выведут точную стоимость всего объема работ, но, по самым приблизительным подсчетам, нужно будет более 100 млн. тенге.
К трём задвижкам, которые тоже могут выйти из строя, не прикасались почти 50 лет. Денег не находилось. Поэтому повторения аварии, сопоставимой по масштабам с той, что мы уже пережили, можно ожидать в любой момент.
Ольга ЛИХОГРАЙ
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]