На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 26 (222)
29 июня 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Операция "Ы"
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Судьба человека
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Операция "Ы"  
[an error occurred while processing this directive]

АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, ИЛИ ОТВЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЗАКОНОТВОРЦАМ

Мажилисмены рассмотрели поправки в закон «О рекламе». Идею упорядочить использование так называемых «зонтичных» брендов – товарных знаков, одинаковых для алкогольной, табачной и вполне невинной продукции, которую так плохо восприняли некоторые казахстанские СМИ, они одобрили. Теперь дело за Сенатом, но… Обходить закон у нас всегда умели. В Казахстане официально рекламы спиртного в СМИ и на улицах нет уже ровно два с половиной года. Вместо неё пришла назойливая реклама торговых марок и одноимённой продукции вроде питьевой воды, сухариков, тортов и даже книг. Корреспонденты «НГ» выясняли, можно ли попробовать сухарики «Биргофф», потягивая безалкогольное «Карагандинское» и питьевую воду «Русский калибр»?

Руслан ИЛЬЯСОВ, ilyassov@ng.kz, Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz, Булат МУСТАФИН, mustafin@ng.kz

В «яблочко», да не очень…

В жаркий воскресный день занимаюсь поиском холодной питьевой воды. Место поиска – продуктовые магазинчики в районе железнодорожного вокзала. Попадаю «В яблочко» - это название магазина. Каково же было изумление продавщиц в магазине, когда я попросил воды «Славянка», «Русский калибр» или «Парламент». Работники магазина стали убеждать меня, что такой воды вообще нет, это, мол, водка. Хотя одна из них вспомнила, что когда-то вода «Парламент» у них действительно была, но её уже давно нет. Не оказалось такой воды ни в магазине «Ак жол», ни в «Улдуз». «Возьмите другой воды, а то ни «Славянки» ни «Русского калибра» вы всё равно не найдете», – участливо посоветовала продавщица «Улдуза».

В центре Костаная хожу уже по большим магазинам. Объекты поиска практически те же: сухарики «Биргофф», вода «Парламент», «5 континентов», сокосодержащий напиток «Карл Баллинг», безалкогольное пиво «Дербес», «Караганда». В супермаркете «АйМар» (бывший «Кооператор») не оказалось ровным счетом ничего из перечисленного. Работников торговли откровенно удивляло рвение найти именно эти товары. «Первый раз слышим, в своем магазине никогда не видели», - разводили они руками.

Максим МУХАМЕТОВ, начальник коммерческого отдела ТОО «Тау-Маркет» (торговый бренд «АйМар») подтвердил, что большинства интересующих нас товаров в супермаркетах действительно нет:

- Вообще в природе такие торговые бренды существуют. Что-то из подобных товаров нам постоянно предлагают. Но все эти товары настолько не раскручены, что спроса на них нет. В некоторых наших магазинах сейчас продаётся безалкогольное пиво с названием, которое больше известно как алкогольный напиток. Последний, кстати, продается раз в 20 быстрее.

В районе ГАИ мы решили зайти в магазин «Чайка». На самом видном месте – пара бутылок газированной воды «Русский калибр» и питьевой воды Wimpex. Стоит, кстати, 70 тенге за литр.

– Нам часто предлагают такую воду, – говорит хозяйка магазина Любовь БАРИНОВА, – но эта вода плохо идёт, потому что дорогая. Люди не берут, несмотря на то, что мы выставляем ее на самом видном месте.

Итожим походы по магазинам. Обошли их больше десятка, причём в разных частях Костаная. Рекламируемые товары с «алкогольным подтекстом» в природе существуют, но из-за нераскрученности и дороговизны встречаются редко. А что вы хотите от зонтика? Его цель – не дать промокнуть хозяину. Хозяин в данном случае – вовсе не вода или сухарики.

Обязательная покупка?

Что ж, идём дальше. Следующий шаг – поиск этих товаров на самих предприятиях-производителях. Попытки найти сокосодержащий напиток «Карл Баллинг» и сухарики «Биргофф», привели в Лисаковск, в администрацию компании ТОО «Арай-91». Менеджер по торговому маркетингу Василий ЛЫСЕНКО объясняет, что сухариками могут «завалить хоть сейчас», а вот насчёт напитка - загвоздка.

– Данный сокосодержащий напиток особым спросом пока не пользуется, поэтому его в больших количествах может и не быть, – сообщил Лысенко.

Менеджер по торговле посоветовал обратиться к Веронике Ткаченко, представителю ТОО в Костанае, которая на нашу просьбу ответила, что «Карл Баллинг» - это пиво. Диспетчер, принимающий заявки на доставку продукции, была удивлена не меньше, узнав, что существует сокосодержащий напиток «Карл Баллинг».

Тем не менее, Василий Лысенко, которому мы перезвонили, был непоколебим.

– Такой напиток у нас есть, но его очень мало в продаже. А вам много надо? Он у нас дорогой. Его создавали как элитный, поэтому оптом он обойдется вам в 100 тенге за поллитровую бутылку.

Начальник отдела сбыта Геннадий КОРЖАВИН и вовсе огорошил нас сообщением, что срок реализации сокосодержащего «Карла Баллинга» окончен:

– У него вышел срок годности, поэтому пока мы его не продаем, будем продавать позже. А вообще, мы решили летом продавать напитки, которые пользуются большим спросом. Вы должны написать гарантийное письмо, что готовы купить сокосодержащий «Карл Баллинг». В этом случае мы сможем вам поставить товар.

Позвонили в Актобе, в отдел сбыта ТОО «Геом», занимающегося производством алкогольной продукции. Там подтвердили, что вода под известными брендами «Wimpex», «Славянка», «Русский калибр» и «Парламент» существует, но для её приобретения попросили обратиться к костанайским дилерам.

В конце концов нам удалось купить: сухарики «Биргофф», воду «Русский калибр» и Wimpex.

Большой жираф и маленький производитель

В принципе, предъявить что-то производителям товаров с алкогольно-табачными брендами невозможно. Закона они не нарушают. Просто аккуратно обходят. И пока законотворцы в творческих муках рождают следующий документ, предприниматели, в интересах которых – продвигать свою продукцию, готовятся по-своему.

– Да, – признает заместитель директора по маркетингу ТОО «Арай-91» Абылайхан ДЕМИСЕНОВ, – нам пришлось применить обходные маневры. Это опыт российских и западных фирм. Но и винить нас не в чем, ведь сухарики «Биргофф» выпускаем даже не мы, а одна южная компания. Почему «Биргофф»? Потому что это сопутствующий товар к пиву, поэтому они так называются. Но вообще, если говорить о бренде «Арай», то это давно был зонтичный бренд, ещё до запрета на рекламу алкогольной продукции мы рекламировали свою водку, пиво, напитки именно под этим брендом. Поэтому, если сегодня использование зонтичных брендов запретят, предприятия окажутся в тупике. Разумеется, мы готовимся, рассматриваем разные варианты работы.

Уже сегодня, считает Демисенов, наши производители находятся в невыгодном положении в сравнении с российскими производителями пива. Так как население с помощью спутниковых тарелок смотрит российские каналы, где полным ходом идёт реклама пива. Поэтому именно российские марки пива сегодня в лидерах.

В принципе, принимаемые поправки как раз эту несправедливость, скорее всего, устранят. Мажилисмены уже согласились с тем, что реклама пива в электронных СМИ имеет право быть с позднего вечера и до утра.

С Демисеновым согласен и заместитель директора актюбинского ТОО «Геом» Пётр ЛИ.

– Мы вообще рекламой не занимаемся, – рассказывает он, – это дело фирм, которые берут у нас продукцию. Но я считаю, что полный запрет - не выход.

По мнению специалистов, на «перевооружение» предприятий, то есть создание и регистрацию новых товаров под известными брендами у производителей в своё время ушло минимум полгода. По поводу предполагаемых изменений производители язвительно замечают – мол, жираф большой, ему видней. Что предпримут бизнесмены после очередного хода долговязого жвачного, и как это отразится на рядовом потребителе? Поживём, увидим…

 

Покиньте сайт!

Как считает читатель «НГ», житель Нью-Йорка Семён СВЕРДЛОВ, трюк с зонтичными брендами Казахстан перенял у более опытных производителей спиртного.

- Я изучал рекламный бизнес в Америке и, насколько я знаю, в нашем городе проходит обучение много менеджеров из Казахстана. Помимо того, как продавать продукт, их учат обходить подобные барьеры в законодательстве.

Как сообщил г-н Свердлов, в американских СМИ под брендом алкогольной продукции широко рекламируются различные хлебные сухарики и чипсы. Однако такой рекламы на улицах городов не встретишь. В обычном магазине никакого спиртного, кроме пива, купить нельзя. Более крепкие напитки продают в специализированных магазинах, а при продаже пакуют в специальные непрозрачные кульки.

По словам Семёна, распознать зонтичный бренд в США просто.

- К примеру, меня заинтересовали хлебные сухарики под известным пивным брендом. Чтобы узнать более подробную информацию об этом товаре, я выхожу на web-сайт производителя. Там «висит» сообщение, что на данном сайте находится реклама алкогольной продукции, и если вам нет 18-ти лет, то вы должны покинуть его.

Кстати, несмотря на драконовские, с точки зрения нашей страны, рекламные ограничения, американские производители спиртных и табачных изделий и не думают разоряться.

 

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, ИЛИ ОТВЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЗАКОНОТВОРЦАМ
Мажилисмены рассмотрели поправки в закон «О рекламе». Идею упорядочить использование так называемых «зонтичных» брендов – товарных знаков, одинаковых для алкогольной, табачной и вполне невинной продукции, которую так плохо восприняли некоторые казахстанские СМИ, они одобрили.