[an error occurred while processing this directive]
ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ
В одном из прошлых номеров «НГ» была напечатана статья в защиту прав продавца. Но давайте все же вспомним о защите прав потребителя. Тем более что каждый продавец – потребитель, но не каждый потребитель – продавец.
Затёртое клише «права потребителя» все больше становится абстракцией. Госорганы и общество защиты прав потребителей безмолвствуют. Если обсчёт, обвес не слишком велики, 90% из нас машут рукой – не стоит и связываться! Провоцируя таким образом обман, обвес, халтуру. Так что в чём-то прав «экстремал» Жириновский, заявляя о необходимости ввести штраф для гражданина, который не потребовал чек в магазине. Дескать, «научись уважать себя - и тебя будут уважать остальные».
Бывает, правда, что у некоторых потребителей объём самоуважения не вмещается в рамки Закона «О защите прав потребителей». Обратился как-то ко мне человек, купивший некачественный кухонный гарнитур местной фирмы. Изготовитель менять отказался, мотивируя это ненадлежащей эксплуатацией мебели. Я предложил обычный путь: экспертиза – претензия – исковое заявление. Но душа у покупателя кипела, да и долгой показалась канитель с судом. В общем, вышел он на следующее утро к зданию этой мастерской с двумя сыновьями, подготовив обличительные плакаты, и устроил пикет, заявляя всем проходящим, какой нехороший человек здесь работает и какую плохую мебель он выпускает. Хозяин фирмы с работниками вышел уладить вопрос. Слово за слово, дошло до рукоприкладства. В итоге на нетерпеливого потребителя заведено уголовное дело.
Как правило, наше возмущение не переходит в юридически значимые действия, подсознательно мы опасаемся какого-либо общения с правоохранительными органами или обращения в суд. А решение вопроса в судебном порядке должно стать нормальным явлением.
Часто, не заметив брак или изъян в приобретенной вещи и пытаясь потом её обменять, слышишь: «А куда вы смотрели, когда покупали?» Стоп. В Законе «О защите прав потребителя» сказано: «При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков… необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемой продукции» (п.7. ст.11).
И не надо продавцу исходить из того, что покупатель тупой, грубый варвар, который включает электрочайник, не налив в него воды, или «починяет» телевизор, колотя по нему молотком. Покупатель тоже заинтересован, чтобы вещь служила ему долго и надёжно.
Кстати, если на товар не установлен гарантийный срок, он может быть обменён в течение 14-ти дней, а при наличии скрытых дефектов - в течение 6-ти месяцев (п.2 ст.7).
И ещё надо запомнить: «Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правами, установленными Законом или Типовым договором, признаются недействительными». (п.4.ст.8).
В Гражданском праве имеется такое понятие, как презумпция виновности, т.е. причинитель вреда (продавец, изготовитель, исполнитель) должен доказать отсутствие своей вины в продаже некачественного товара или предоставлении некачественной услуги. Не потребитель должен доказывать свою правоту, а продавец - свою невиновность.
Да, Закон «О защите прав потребителей» требует, по крайней мере, корректировки. Но пока этого не произошло, надо опираться на тот закон, который есть, проявляя взаимопонимание и взаимоуважение.
Вадим Соболев, юрист, г. Костанай
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]