На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 26 (222)
29 июня 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Операция "Ы"
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Судьба человека
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Абонентский ящик  
[an error occurred while processing this directive]

ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ

В одном из прошлых номеров «НГ» была напечатана статья в защиту прав продавца. Но давайте все же вспомним о защите прав потребителя. Тем более что каждый продавец – потребитель, но не каждый потребитель – продавец.

Затёртое клише «права потребителя» все больше становится абстракцией. Госорганы и общество защиты прав потребителей безмолвствуют. Если обсчёт, обвес не слишком велики, 90% из нас машут рукой – не стоит и связываться! Провоцируя таким образом обман, обвес, халтуру. Так что в чём-то прав «экстремал» Жириновский, заявляя о необходимости ввести штраф для гражданина, который не потребовал чек в магазине. Дескать, «научись уважать себя - и тебя будут уважать остальные».

Бывает, правда, что у некоторых потребителей объём самоуважения не вмещается в рамки Закона «О защите прав потребителей». Обратился как-то ко мне человек, купивший некачественный кухонный гарнитур местной фирмы. Изготовитель менять отказался, мотивируя это ненадлежащей эксплуатацией мебели. Я предложил обычный путь: экспертиза – претензия – исковое заявление. Но душа у покупателя кипела, да и долгой показалась канитель с судом. В общем, вышел он на следующее утро к зданию этой мастерской с двумя сыновьями, подготовив обличительные плакаты, и устроил пикет, заявляя всем проходящим, какой нехороший человек здесь работает и какую плохую мебель он выпускает. Хозяин фирмы с работниками вышел уладить вопрос. Слово за слово, дошло до рукоприкладства. В итоге на нетерпеливого потребителя заведено уголовное дело.

Как правило, наше возмущение не переходит в юридически значимые действия, подсознательно мы опасаемся какого-либо общения с правоохранительными органами или обращения в суд. А решение вопроса в судебном порядке должно стать нормальным явлением.

Часто, не заметив брак или изъян в приобретенной вещи и пытаясь потом её обменять, слышишь: «А куда вы смотрели, когда покупали?» Стоп. В Законе «О защите прав потребителя» сказано: «При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков… необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемой продукции» (п.7. ст.11).

И не надо продавцу исходить из того, что покупатель тупой, грубый варвар, который включает электрочайник, не налив в него воды, или «починяет» телевизор, колотя по нему молотком. Покупатель тоже заинтересован, чтобы вещь служила ему долго и надёжно.

Кстати, если на товар не установлен гарантийный срок, он может быть обменён в течение 14-ти дней, а при наличии скрытых дефектов - в течение 6-ти месяцев (п.2 ст.7).

И ещё надо запомнить: «Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правами, установленными Законом или Типовым договором, признаются недействительными». (п.4.ст.8).

В Гражданском праве имеется такое понятие, как презумпция виновности, т.е. причинитель вреда (продавец, изготовитель, исполнитель) должен доказать отсутствие своей вины в продаже некачественного товара или предоставлении некачественной услуги. Не потребитель должен доказывать свою правоту, а продавец - свою невиновность.

Да, Закон «О защите прав потребителей» требует, по крайней мере, корректировки. Но пока этого не произошло, надо опираться на тот закон, который есть, проявляя взаимопонимание и взаимоуважение.

Вадим Соболев, юрист, г. Костанай

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ТОРГУЕМ НАД ПОМОЙКОЙ
Уважаемая редакция! Обращаются к вам арендаторы магазина «Наурыз», находящегося по ул. Победы, 56 в Костанае. Просим обратить внимание общественности на то, что рядом с магазином находится помойка

ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ
В одном из прошлых номеров «НГ» была напечатана статья в защиту прав продавца. Но давайте все же вспомним о защите прав потребителя. Тем более что каждый продавец – потребитель, но не каждый потребитель – продавец.

НЕ ХОТИМ ЖДАТЬ ЕЩЁ 10 ЛЕТ
К вам за помощью снова обращаюсь я, Ирина Пархоменко. После выхода в свет вашей статьи «Дети на краю развалин» («НГ» № 20 (216) от 18 мая 2006 года) произошло чудо!

МОЯ ГАЗЕТА
«Нашу Газету» читаю давно. Молодцы, прекрасное издание делаете! Есть и что почитать, и во что поиграть. Моя семья охотно участвует в конкурсах.

ПУСТЬ ИГРАЮТ!
Отклик на статью Тимура Кайрат-улы «Меццо-сопрано в «Кайрате» («НГ» №25 (221) от 22 июня 2006 года) Прочёл статью – и не согласился с автором

СПАСИБО ЗА ОТКРОВЕННОСТЬ
Отклик на материал «Трудно быть Богом» («НГ» №22 (218) от 1 июня 2006 г.) Потрясена была этим материалом. Как мало мы знаем наших детей.