[an error occurred while processing this directive]
ПСИХОЛОГИЯ ЭКЗАМЕНОВ
Для выпускников школ наступает особый момент – впереди подготовка к тестированию и экзаменам. Требуются железные нервы, крепкое здоровье и изрядный запас уверенности в себе. Как иметь всё это? «НГ» советуется с психологами.
Ярослава БОГАТЫРЁВА, ng@ng.kz
По словам психолога Игоря Зуева, экзамены - это стресс для каждого ребенка. И чтобы выдержать это испытание и поступить в вуз или колледж с отличным результатом, нужно себя подготовить.
Режим
Перед экзаменами следует, как никогда, строго соблюдать режим дня: необходимо вовремя готовиться и вовремя отдыхать, подвергать свой мозг информационной атаке лучше в пик умственной активности. А таковых два: с 10-ти часов до 12-ти и с 16-ти часов до 18-ти. Именно в это время человеческий мозг принимает и запоминает наибольшее количество информации. Если заниматься в это время, то через несколько дней выработается условный рефлекс, и мозг уже будет готов воспринимать информацию. Также во время подготовки к экзамену не стоит увлекаться вечерними прогулками и просмотрами очередного боевика. Пожалейте свои усилия! Аргумент: «Я выучил и заслужил отдых» - абсолютно неуместен. Цените свои старания! Ложитесь спать в 22.00, в крайнем случае, в 23.00. При таком распорядке дня ваш организм будет отдыхать, но мозг будет работать. Так как именно с 22.00 до 24.00 полученная за день информация закрепляется в ваших извилинах.
Первым или последним?
Классические экзамены. Не стоит забывать и о них. Во-первых, потому, что экзамен по казахскому языку все равно сдают устно, а во-вторых, те, кто поступают учиться в Россию, будут сдавать экзамены по каждому предмету в отдельности.
Итак, вы пришли на экзамен. Естественно, вы волнуетесь. Когда зайти в аудиторию - решайте сами. К концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения. Они чаще останавливают абитуриентов, если хотят поставить «отлично», задают меньше дополнительных вопросов. В это время легче отвечать - при существенных пробелах в знании предмета. Но и оценки к концу дня, как правило, ниже. Как говорит Игорь Зуев, здесь часто срабатывает преподавательский стереотип - «сильные идут первыми». Известно много примеров, когда абитуриент, всем своим видом демонстрируя, что он отличник, шёл в первой пятёрке - и получал «пятёрку», хотя его знания были намного скромнее. Поэтому, если вы чувствуете, что знаете чуть больше, чем на «четыре», идите в первой пятёрке и получайте свои пять баллов.
Ещё один вариант - идти отвечать последним. Обычно его используют те, кому нужна «тройка». Этот вариант даёт возможность остаться один на один с экзаменатором и сообщить ему дополнительную информацию о себе (трудности в подготовке, большая любовь к предмету, тяжелое детство и т.д.). Однако, если вам не нужна «тройка», ни в коем случае не идите последним! Срабатывает вышеупомянутый стереотип - и вы получите оценку ниже своих возможностей. Конечно, не всем попадается экзаменатор, твёрдо уверенный, что последний абитуриент - «двоечник».
Идти отвечать в конце группы нежелательно ещё и потому, что долгое многочасовое ожидание утомит вас. В группах, ожидающих сдачи экзамена, постоянно поддерживается напряженность, которая нередко разряжается в виде острых и юмористических замечаний, в том числе и в ваш адрес. Чем больше вы будете ждать, тем больше тратите энергии на разрядку. Оптимальный вариант - идти четвертым-пятым в первой пятёрке: у вас будет достаточно времени на подготовку (сорок-пятьдесят минут, пока будут отвечать первые три-четыре человека).
Собраться с мыслями
Другой сложный и важный этап экзамена – подготовка к ответу. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованны, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное. После того как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы абсолютно ничего не знали. Просто не бывает такого! Главное на экзаменах, как уверяют психологи, быть уверенным в собственных знаниях. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы.
Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание - трудный и сложный процесс. Если материал усвоен вами хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут как бы всплывать части ответа. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.
Шпаргалки
Отдельно хочется сказать о шпаргалках. Конечно, списывать со шпаргалки весь текст буква в букву вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что нужно разок «одним глазком» заглянуть в нее. Так случается, если вы твердо уверены, что этой формулы вы не запомнили и поэтому специально записали ее на шпаргалку. Тут каждый действует на свой страх и риск, тем более что экзаменатор, как правило, все видит. Поэтому на всякий случай запомните: после того, как вы «одним глазком» заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове по крайней мере минут десять. Дело в том, что списывание со шпаргалки, по словам психологов, чрезмерно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения абитуриента экзаменатор просто не в состоянии. И ещё один совет. Даже если вы отлично знаете вопрос и составили только план ответа - всё равно запишите несколько первых фраз. Это вам не помешает, тем более, когда времени у вас ещё остаётся предостаточно.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]