На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 20 (216)
18 мая 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Неслучайные связи
36,6 С
Абонентский ящик
Абитуриент-2006
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Копнем и уроем
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

История успеха  
[an error occurred while processing this directive]

ТАТЬЯНА МЕЛЬНИКОВА: «ВДРЕБЕЗГИ РАЗОБЬЮСЬ, НО СДЕЛАЮ»

Не так давно Татьяна Мельникова узнала, что она стала победителем республиканского конкурса «Лучший учитель 2005 года» в номинации учитель-исследователь. Исследователь при этом живет в самой что ни на есть глубинке, преподает географию в пригородном поселке Октябрьский, расположенном неподалёку от Лисаковска, и считает себя человеком везучим. Во многом. Например, не так давно её методическое пособие «Посёлок Октябрьский – путешествие в полвека» заняло 3-е место в Москве, на международном конкурсе учебников по краеведению. По этой методичке все школьники Октябрьского географию родного края учат. А в коллективном сборнике «Лисаковск – это мы», который должен выйти в свет к 35-летию города, Татьяне принадлежит глава об истории края.


Учитель – это…

- Татьяна, скажите, а почему учителя всегда такие послушные, на всё согласные? Учителя да медики. Вообще, бюджетники - самый бесконфликтный народ. Что им скажут, то и делают.

- Да разные учителя. И медики разные. А вообще-то, сама «послушная». Это, наверное, потому что ответственность у педагогов – самое развитое чувство. Я, например, очень ответственная. Если что-то надо сделать – вдребезги разобьюсь, но сделаю. Да большинство педагогов такие. Это в крови. У меня мама учительница, всю жизнь биологию в школе преподавала. Две смены, меня девать некуда… На уроки брала. Посадит на задней парте, я и сижу, слушаю. Знаете, мне три года было, когда я на её уроке запомнила, что мёд – это нектар, который пчела съела, а потом в соты отрыгнула. В первом классе рассказала об этом одноклассникам – так мне не поверили, обсмеяли. А потом в седьмом на зоологии нам это учительница рассказала. Я одноклассникам говорю: вот видите, а вы мне не поверили (смеётся). Так что школа, принципы ее, ее традиции – они мне, наверное, по наследству передались. Я всегда знала, что учителем буду.

- Мама одобряла?

- Ой, что вы, категорически против была. Ну сами посудите, она-то эту кухню изнутри знала: часы, планы, внеклассная работа, денег мало всегда учителя получали. Семья всегда на втором месте, свои дети вниманием обделены, потому что мама чужими занимается. Но я-то была «за», вообще ничего другого не представляла и не хотела.

- А сейчас, по-вашему, так же будущих учителей учат? Как вам вообще нынешняя система высшего образования?

- Если честно, то ужасно. Правда. По-моему, уровень подготовки специалистов в вузах очень упал, а ему бы повышаться. Я не знаю, может, всё понемногу наладится, но лет через десять придут руководители во все отрасли, которых вчера-сегодня готовили, и станет очевидно: их плохо учили.

А вообще, я вот вчера по телевизору слышала: у медиков Лисаковска средний возраст 46 лет. Это о многом говорит. Молодёжь не приходит.


и 80 литров варенья

- Диагноз известный: зарплаты низкие, отсюда страдает престиж профессии. Татьяна, у вас в семье два педагога, как живете?

- Не два – три. Мама живёт сейчас с нами, муж у меня в школе труд преподаёт. Я – географию. Так что семья существует на учительские зарплаты. И это, правда, очень мало. Сами посудите, сейчас один из моих выпускников работает охранником на КБРУ (Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление – «НГ».). Так вот, он получает больше, чем мы с мужем вдвоём. Мы на двоих - 31 000 тенге.

Конечно, обидно.

- Как выживать умудряетесь? У вас же дети есть…

- У нас двое мальчишек. Старший Димка пятый заканчивает, младший Никита – второй. Как-то умудряемся, хотя трудно, конечно…

- Машины нет?

- Ну как же без машины? Есть машина. «Ока» (смеётся). Нам ужасно повезло – соседи в Германию уезжали, а мы купили.

- Долго копили?

- Долго. Хотя, в принципе, мы не жалуемся. Знаете, многим учителям куда хуже пришлось. Мы с мужем ещё в институте поженились. Распределение взяли в Октябрьский. У нас тогда свободная экономическая зона была. В Костанае – почти голод, всё по талонам. У мамы в Камышном электричества не было, зарплату год не давали. Они бастовали, чтобы деньги получить. А у нас предприятие ведь, рудники кругом, свет вообще не отключали, мы даже отпускные всегда вовремя получали, не говоря уже о зарплате… Совсем другая жизнь была. Загрузка – под завязку…. Нет, я не жалуюсь. Мы дачу купили, дом, на ноги встали.

А сейчас, что ж, приспособились. Картошку садим свою. Яблони вот зацвели. Мы очень волновались, как они морозы переживут. Овощи все свои, соленья. Да что там, мы с мамой варенья варим 80 литров на зиму и на конфеты потом даже не заглядываемся.

- Скотина есть?

- Нет. Это чересчур. Такое хозяйство будет все силы отбирать, а когда собой-то заниматься? Учитель только тогда учитель, когда он в курсе новинок, в теме по своему предмету. Книги новые выходят, учебники новые, новые технологии, Интернет нужно активно использовать…

- Праздничный стол – это что?

- Бешбармак любим и пельмени.

- А бешбармак, небось, из курицы?

- Мы студентками в общежитии жили: украинка, две казашки и я. Как- то сварили бешбармак из утки, а девчонки так расстроились. Фатима, помню, сказала, что это издевательство над блюдом. Я как-то поверила и теперь стараюсь держаться ближе к традициям. Из говядины варю.


Личный подход

- В школе любимчики есть?

- Если в смысле повышенного внимания и впихивания дополнительных знаний, то да, есть. У меня вообще глаз хороший. Смотрю на ребёнка и вижу – он по натуре борец и победитель. Такого нужно на олимпиады посылать. Могу позвонить родителям и сказать: буду из вашего ребенка олимпийца делать.

- Получается?

- Коля Блинов помогал мне даже методичку писать. Ту, которая в Москве третье место заняла, про Октябрьский. Мы с ним с 7-го класса работали, а в прошлом году он школу закончил, учится в Челябинске на переводчика. Женя Бельский – тоже, как вы говорите, любимчик. Поступил в школу для одаренных детей «Азат», у вас в Костанае сейчас. Звонит, SMS-ки посылает. Как раз сейчас ещё двое семиклассников в «Азат» поступают.

- Слушайте, вы же, в принципе, сельская школа. Ну да, в двух шагах от Лисаковска, но всё-таки, у вас там что, зона аномальная?

- (Смеётся) А что? Вокруг столько карьеров… Правда, у нас бокситы добывают, а не уран, слава Богу, так что с экологией порядок. Просто, понимаете, наши дети географию не по учебникам учат… ну не по ним одним. У них сразу за воротами – такой учебник… Если про полезные ископаемые, то начинаем с бокситов, которые добываются у нас на руднике. Если палеонтология – то с тех камней, которые отцы всем детям с работы носят. Тут тебе и ракушки древние, и окаменелые кости. Наши точно знают: мамонты, в принципе, по этим улицам ходили.

У меня вот краеведение конёк. Ну сами посудите, как мне это детям не рассказывать: если мой прадед Дмитрий Кононенко сюда в 1906-м переселенцем из-под Одессы приехал. И в Ново-Ильиновке (это от нас совсем рядом) первый колодец выкопал.

- А как сотовый телефон заработать удалось, расскажите?

- Год назад примерно, на конкурсе, объявленном «Комсомольской Правдой Казахстан», как приз взяла. Конкурс был на лучшую легенду о крае. Я легенды по жизни собираю. Мне их рассказывает один местный дедушка Капыш Наурызбаев, совершенно уникальный. Он по-русски плохо говорит, я по-казахски почти не понимаю. Слушаю его, слушаю, потом записываю, как поняла, и ему читаю. Он, если что, поправляет. Легенду о Тоболе, Аят и Убагане, с которой я в конкурсе победила, он мне рассказывал. И ведь представляете, до чего природные и географические характеристики в этих сказках точно подмечены. Дети их просто обожают. И очень легко запоминают всё, что нужно, и про природные ископаемые, и про ландшафт.

- А как с лентяями боретесь? Двойки ставите?

- Редко, а чтобы за четверть, так и вовсе не ставлю. Просто отдаю себе отчёт, что всегда есть дети, которые не заглядывают в учебники. Таким говорю: меня слушай, я всё расскажу, ты повтори только. Да у нас география очень важна, на ЕНТ все выбирают или физику, или географию. Сегодня с шестыми классами вырвались на экскурсию. Смотрели на Тоболе выход скальных пород на земную поверхность. А то ведь дети пока не увидят - не поймут и не поверят, что здесь горы были. А ещё в учебнике пишут: ковыльно-типчаковая степь. Для них это просто слова. Теперь вот посмотрели, как это все цветёт, – и уже не забудут, что за словом из учебника стоит.

- А своих как строите? Старым педагогическим способом, ремешком?

- Нет, жалко. Я работаю взглядом и голосом. Если нужно – могу очень громко (смеётся). Пока хватает.


О маразме и о мечтах

- Как вам новые учебники?

- За девятый класс отличный, с новыми данными, а в других такие ляпы есть, что стыдно просто. Вот 8-й класс. В одном параграфе река названа то Сыр Дария, то Сырдарья, а то Сыр-Дарья. Житикара тоже в трёх вариантах: в правильном, Жетигара, Жетикара…Правда, неудобно. Дети смеются. Или параграф называется «Северо-Казахстанская равнина», а под картинкой написано Западно-Сибирская низменность. Река то Урал, то Яик… И как это печатали – ума не приложу. Ну выберите один вариант, казахский, так казахский, русский, так русский.

- А вообще, что самое маразматичное в нынешней школе?

- Когда перед выборами заставляют списки улиц переписывать, или рейды перед датами – посылают обходить все магазины, злачные места, вдруг дети курят, пьяные, или продавцы продают сигареты. Я считаю, каждый своим делом должен заниматься. Учитель учить, полиция за правопорядком следить, а родители – детей воспитывать. И не путать одно с другим. Я ещё понимаю, когда перед новым учебным годом учеников переписываем. Это наша задача, чтобы дети учились. А вот такое….

- Есть что-то такое в жизни, о чем жалеете?

- Ну… Иногда думаю, что, может, стоило остаться после института в Костанае, когда приглашали на кафедру преподавать. Сейчас бы уже защитилась. Мне говорят, мол, ты столько написала, это готовая кандидатская, только запиши. Пока не выходит, видимо, не доросла ещё.

- А такое, чего боитесь?

- Боюсь больше всего болезней тяжёлых. У меня Димка семь операций перенёс, мы с ним хлебнули. И папа у меня умер… У него инсульт прямо в кабинете случился, как потом ни спасали, так и не спасли. Он у меня ответственным работником был.

- А мечтаете о чём?

- Чтобы здоровье было у всех моих. Чтобы денег побольше. Остальное сами решим. У меня мальчишки способные, в деда пошли. Говорят, станут банкирами. Обещают вертолет купить, чтобы я в отпуск ездила исключительно на Гавайи (смеётся). Пока, правда, дальше пригородных лагерей не выбирались. Не по деньгам.

- Верите, что исполнят обещание?

- А что, всё может быть. Я лично не против.

Ольга КОЛОКОЛОВА

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ТАТЬЯНА МЕЛЬНИКОВА: «ВДРЕБЕЗГИ РАЗОБЬЮСЬ, НО СДЕЛАЮ»
Не так давно Татьяна Мельникова узнала, что она стала победителем республиканского конкурса «Лучший учитель 2005 года» в номинации учитель-исследователь.