[an error occurred while processing this directive]
ТОРГОВЦЫ ВОЗМУЩАЮТСЯ. КАРАВАН ИДЕТ?
Через несколько дней в Казахстан должен прибыть первый фруктово-овощной караван из Узбекистана. Сумеет ли он сбить цены на костанайские овощи и фрукты или, как в прежние годы, останется лишь благим намерением? На этот счёт мнения у шымкентских торговцев и костанайских чиновников – абсолютно противоположные.
На прошлой неделе в Ташкенте состоялась рабочая встреча руководителей казахстанской и узбекской таможен. Стороны определили три поста, через которые в Казахстан будет поступать сельхозпродукция - Жибек жолы, Капланбек и Казыгурт. Приграничные таможенные органы должны разработать принцип «одной остановки» при оформлении на пунктах пропуска. Председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК Аскар Шакиров заявил, что в РК узбекские овощи и фрукты начнут поступать уже через неделю. Однако на днях Узбекистан распространил информацию о том, что не собирается поставлять свою продукцию в другие страны. Так ждать ли караван?
Директор департамента предпринимательства и промышленности Костанайской области Сергей Карплюк сообщил «НГ», что по поводу каравана из Узбекистана есть договорённость двух президентов.
- Схемы могут быть разные, - рассказал Сергей Карплюк. - Есть постановление правительства от 15-го апреля этого года. Оно очень конкретно регулирует льготный провоз скоропортящейся продукции. Планируется снижение стоимости таможенного оформления и таможенных пошлин, что позволит провозить продукцию с минимальными потерями.
В постановлении, в частности, оговаривается льготный провоз до 10-ти тонн овощей и фруктов. По словам Сергея Карплюка, раньше таможня «давала добро» только на 5 тонн «скоропорта». Директор департамента считает, что караван поможет реально сбить цены на наших рынках. Что касается опыта прошлогодних лет, когда попытки «ударить автокараваном по ценам» так ни к чему и не привели, то, считают чиновники, «тогда это было нецелесообразно».
- Вся продукция поступает из Узбекистана в Шымкент, а оттуда – в Костанайскую область. В прошлые годы цены в Шымкенте по основным позициям были даже выше, чем в Костанае. Поэтому караван был невыгоден. На этот раз создаются все условия, чтобы сбить цены, - говорит Карплюк.
Однако в прошлые годы караван даже более широко рекламировался. Не получится ли и на это раз, что овчинка выделки не стоит? Сами шымкентские посредники узбекских овощей уже оккупировали костанайскую Складскую. Они считают, что караван – пустая трата времени и средств.
- Я уже ездил «караваном» в Россию – в Новосибирск и Красноярск. Почти разорился, - говорит шымкентец Курбат. - Я на своем КамАЗе довожу овощи из Узбекистана до Костаная за два с половиной дня. Караван идет пять дней. Одна машина сломалась, все её ждут, а нам время дорого. Овощи ведь быстро портятся. Представляете, что будет с черешней за пять дней?
Единственное благо каравана, которое отмечают все торговцы, - «гаишники взятки брать не будут».
- На таможне всё равно придётся платить, - уверен хозяин 8-тонного груза овощей Айваз. - Но сам я гораздо быстрее довезу товар и быстрее продам. В любом случае мне выгоднее гаишникам заплатить, чем терпеть убытки от тонн испорченной продукции.
Шымкентцы уверяют, что уже в прогаре. Оптовая цена в Костанае сейчас на огурцы – 80, на капусту – 55, на лук – 55 тенге за килограмм. В Шымкенте они всё это берут в два раза дешевле, но всё равно рассчитывали на более высокую цену. Говорят, к примеру, огурцы нужно оптом по 120 за килограмм продавать, чтобы реальный навар был.
- Рынок сам регулирует цены. Зачем для этого создавать караваны? – удивляется Айваз. - Вот овощей больше стало, и цена на них уже упала.
Продавцы овощей считают, что для снижения цен на рынках не нужно выдумывать караваны раз в год. Достаточно раз и навсегда открыть узбекскую таможню, чтобы можно было беспрепятственно провозить товар.
Фото: 4.хронограф
Ольга ЛИХОГРАЙ
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]