[an error occurred while processing this directive]
МИМИНО ПРОТИВ АБАЯ
Частью визита Нурсултана Назарбаева в Россию стало открытие памятника Абаю в Москве. Сами москвичи относятся к подарку Казахстана далеко не однозначно.
Николай МАРЧЕНКО, Москва, специально для «НГ»
«Будет стоять!» - теперь о монументальном воплощении Абая Кунанбаева в Москве, на Чистых прудах, за тысячи километров от Казахстана можно сказать, перефразировав телегероя. Кстати, памятник актёру, создавшему образ Глеба Жеглова, установлен неподалёку на Петровском бульваре и тоже не без протестов московской интеллигенции. Но как ни воевали жители Чистых прудов против установки композиции в честь великого казахского просветителя, официальная дружба народов победила. Визит президента Казахстана перевесил «контрмонументальную» кампанию, в числе участников которой был и автор легендарного «Мимино» режиссёр Георгий Данелия. Памятник торжественно открылся в присутствии руководителей двух стран, Казахстана и России. А ведь вполне мог превратиться в повод для небольшого, но всё же международного скандала.
Монументальный сосед
Перспектива жить рядом с монументально-пространственным Абаем неприятно взволновала чистопрудную публику ещё в начале марта. Екатерина Бермант из инициативной группы по сбору подписей против установки памятника сначала была настроена на победу: «Ведь спасли же жители Патриарших прудов свой заповедный уголок Москвы, не дали установить там композицию на тему булгаковского «Мастера» - гигантский примус». Участники инициативной антиабаевской группы не имели к великому казахскому просветителю никаких личных претензий. Признавая за Абаем Кунанбаевым, что «человек он, безусловно, заслуженный», и, вообще, «призывал своих сограждан к европейской культуре», они просто предлагали иной территориальный вариант. А именно - установить памятник на московских улицах с ярко выраженным казахстанским колоритом - Кустанайской или Алма-Атинской. Организаторы кампании добрались даже до радио «Свобода»: история районного размера разрослась до международного масштаба. В эфире прозвучала информация с детективным оттенком: «к письму против установки памятника прилагались 423 подписи жителей района, которых могло быть больше, если бы не милиция, потребовавшая всё прекратить». Цивилизованная дискуссия вокруг монумента продолжилась письмами мэру Лужкову и президенту Назарбаеву, публикациями в нескольких известных газетах и информационных агентствах. Даже поисковая система «Яндекс» на запрос «Абай Кунанбаев» начала выдавать ссылки на «инициативную группу против установки памятника».
«Будет стоять»!
На защиту Абая по долгу службы и, конечно, по зову сердца встал известный казахстанский журналист, пресс-секретарь посольства Казахстана в РФ Виктор Кияница. Дипломатический сотрудник сразу расставил все точки над «i», выступив в печати с импровизированной лекцией о наследии Абая Кунанбаева и огорчившись неприятию москвичами монументальной композиции. Кроме того, он дал понять, что памятник установят на Чистых прудах, и точка. Исторически сложилось, что здесь всегда находилось постоянное представительство Казахстана в Москве, а сейчас - комплекс зданий посольства Республики Казахстан в Российской Федерации, сказал Кияница. Кстати, в Алматы - в центре города, возле Академии наук - установлен памятник Пушкину, и это никого не смущает. Остаётся сожалеть, что Абай, который всю жизнь боролся с мракобесием и невежеством, был проводником русской культуры, именно в центре российской столицы столкнулся с проявлением невежества и бескультурья, подытожил пресс-секретарь посольства.
Монументальная компания
Итак, одним памятником в центре Москвы стало больше, хотя комиссия по монументальному искусству уверена: количество всех и всяческих скульптур в российской столице превысило все разумные пределы. Хорошо, с Петром Первым церетелиевской выделки худо-бедно смирились, но памятник крыловской вороне, той самой, что украла кусочек сыра, тоже «дорогого» стоит! Композиция, правда, установлена далеко от Бульварного кольца, перед заводом плавленых сыров, но зрелище, конечно, ещё то. К слову, за последние годы в России появилось немало памятников, оригинальность которых запросто может довести до инфаркта какого-нибудь скульптора-традиционалиста. Сам видел монумент, посвящённый созидательному труду сантехников, в Красноярске. Во Владимире с большой помпой увековечили дворника, в Тамбове - волка, в Урюпинске - козу. Право слово, в этом ряду Абай, наверное, не самый плохой вариант. В конце концов, не зря же он переводил на казахский энциклопедию русской жизни - «Евгения Онегина»! Хотя, как известно, автор романа в стихах предпочитал памятники нерукотворные …
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]