[an error occurred while processing this directive]
ПОРА ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ «СИНДРОМА ИЖДИВЕНЦА»
В Казахстане футбол без преувеличения можно назвать игрой акимов. Именно они являются главными спонсорами спорта № 1 в нашей стране. Насчёт любви к футболу, Костанаю повезло и с нынешним, и с предыдущим «губернаторами».
Джанибек АМАНЖОЛ, ng@ng.kz
При поддержке акима области Костанай стал футбольным городом. Здесь самая лучшая «торсида», лучшая команда последних трёх лет, лучший отечественный тренер. Но Костанай помнит и два «чёрных» года, когда «Тобол» из-за неимения денег не принимал участия в чемпионате. И в этом тоже есть «заслуга» человека, занимавшего высокий пост акима области в те годы.
Многое в нашем футболе зависит от акимов. Незавидна участь «Елимая», «Кайсара», «Жетысу» – команд, которые по различным причинам оказались без поддержки хозяев областей. Показательна история, когда аким Кокшетау по окончании сезона 2005-го года отказался платить игрокам «Окжетпеса»: «Чем им платить зарплату, лучше две улицы отремонтировать».
Глядя на это, футбольному клубу «Тобол» необходимо при этом начинать самостоятельно работать на укрепление материально-технической базы. По моему мнению, руководству «Тобола» необходимо проводить более агрессивную финансовую и маркетинговую политику и, наконец, начать борьбу за болельщиков.
Почему-то у руководства клуба есть мнение, что семь тысяч на стадионе - это и есть все болельщики «Тобола», и что их количество расти сейчас не будет и не может. Я считаю это мнение ошибочным. «Тоболу» необходимо самому выходить на детские и молодежные организации, организовывать фан-клубы в учебных заведениях. Именно подростки являются во всем мире той движущей силой, которая раскручивает полиграфический, шоу и спорт-бизнес. Именно они скупают сувениры, плакаты и прочее. И к тому же они через какое-то время становятся взрослыми, а взрослые редко меняют свои убеждения и пристрастия. Необходимо работать на увеличение армии болельщиков именно в этом направлении.
Возможно, необходимо организовать хоть и нерентабельный, но имиджевый подвоз болельщиков из отдалённых райцентров области.
Нельзя отдавать производство и продажу атрибутики на откуп другим лицам. Необходимо работать над объёмами продаж. Сейчас у «Тобола» нет даже основной формы, один год команда играет в одной форме, в следующем – уже в другой, причём обе формы не соответствуют цветам герба клуба. Кроме того, продажа атрибутики зациклилась в стенах стадиона. Пора выводить продукцию в регионы области. Сама форма футболистов после окончания сезона должна продаваться с аукциона, это хоть как-то окупит приобретение спортивного обмундирования.
Для продвижения продукции необходим полноцветный футбольный журнал с постерами игроков «Тобола». Журнал самоокупается за счёт рекламного пространства, при этом даёт имиджевую раскрутку, как клубу, так и отдельным игрокам. Отсутствие талисмана также является крупной маркетинговой недоработкой. Можно объявить конкурс на разработку символа или талисмана – это послужит имиджу команды.
Возвращаясь к имиджевой раскрутке игроков, хочется сказать, что не всегда раскрученный спортсмен является выдающимся игроком, яркий представитель - Анна Курникова. Хотя есть пример и поближе – Алибек Булешев, раскрученный алматинской прессой, но, к сожалению не показывавший ничего сверхординарного на поле. Это к вопросу о клубных процентах от рекламных контрактов игроков. При популярности некоторых футболистов «Тобола» - это «нераспаханное поле» в казахстанском рекламном бизнесе и футболе и дополнительная возможность заработать клубу.
Пока у футбольного клуба «Тобол» есть поддержка в лице акима области. Но надо перестраиваться, начать зарабатывать и хоть как-то покрывать свои затраты. Осуществление хотя бы части предложений позволит клубу создать задел на будущее и избавиться от «синдрома иждивенца».
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]