На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 11 (207)
16 марта 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Либидо
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  
[an error occurred while processing this directive]

ЧТО МОЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬ?

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителя. Очень своевременная дата – в разгаре кампания по утверждению тарифов. Вроде бы при наличии экспертного совета, института общественных слушаний, глас потребителя давно уже должен быть не только совещательным. Но, судя по всему, мы продолжаем «вопить в пустыне».

Период роста

Не будем растекаться «мысью по древу». В качестве наглядного пособия для этого материала возьмём один тариф – на газ. Он дрогнул после пяти лет незыблемости, теперь намерен вырасти в 2,3 раза. К традиционным аргументам, вроде необходимости чинить ветхие сети и устаревшее оборудование, газовики добавили совершенно убойный - повышение цены на газ российским поставщиком.

Рядовой потребитель при этом платить «Костанайгазу» будет в прежних объёмах. Покупать топливо дороже придётся предприятиям: ГКП «КТЭК», ТОО «Оркен», ГКП «Житикаринская ТЭК» и ПХО «Лисаковсккоммунэнерго».

- Увеличение стоимости газа, - сообщил «НГ» Манож Кумар Доси, заместитель гендиректора лисаковского ТОО «Оркен», - обязательно скажется на работе предприятия. Естественно, вырастет себестоимость товаров и услуг горно-обогатительного комбината.

По этой же схеме будет складываться ситуация и у остальных участников списка. Так что за газ мы просто заплатим в другие руки – костанайской теплокомпании, например, которая в своей заявке просит поднять тариф как раз для рядового потребителя на 55,4%.

Усыпить потребителя

Если российская позиция по газу – это константа, то есть смысл по сусекам поскрести и сэкономить на чём-то другом, изучить резервы предприятия. Это право дано специалистам-антимонопольщикам. А кроме них, пусть опосредованно, - членам экспертного общественного совета. Члены совета должны готовить и задавать вопросы монополистам. Для этого им дали доступ к документам, предоставленным предприятием в управление Агентства по регулированию естественных монополий.

- Это действительно хорошая схема, - считает член экспертного совета Валентина Комкова, - но кто, кроме двух-трёх членов нашего совета, работал с документами? Никто. Мы не специалисты, чтобы разбираться в этих цифрах. В свою очередь, антимонопольное управление не пригласило независимых экспертов из Алматы, как обещало. Антимонопольщики не представили, как положено, своего проекта решения на слушаниях, чтобы мы его обсудили. Хотя, конечно, после ознакомления с расходами монополистов свои вопросы родились и у нас. Но нам просто не дали их задать. Из этого делаю вывод, что экспертный совет был создан, чтобы создать видимость прозрачности и гласности.

У заместителя начальника областного антимонопольного ведомства Азамата Камшимбаева свои претензии к членам экспертного совета:

- Мы рассчитывали, что они зададут вопросы о том, почему, к примеру, монополист израсходовал не все деньги в прошлом году, однако в этом требует повышения тарифов? Мы готовы были предоставить любую информацию, связанную с экономическим обоснованием заявки на повышение тарифа. Но эти и подобные вопросы не были заданы.

«Неправильные вопросы»

Какие же вопросы кажутся насущными «общественникам» и несерьёзными - госструктуре? Слово члену экспертного совета Анатолию Капустьянову:

- Поработав с документами, я нашел немало интересных моментов. К примеру, на начало прошлого года при нынешних тарифах уставной капитал ГКП «Костанай-газ» был 640 млн. тенге, а на 1-е января 2006-го года уже 729 млн. За счёт чего рост? Или, например, в прошлом году ГКП приобрело 9 автомобилей. Ладно там, 3 «ГАЗели» по $8,7 тыс., но ещё же прикупили MERSEDES BENZ 1994-го года за $11,3 тыс., новый NISSAN за $27,5 тыс. и другие иномарки. И после этого говорят, что у предприятия не хватает денег на ремонт и обслуживание сетей? Почему потребители должны платить за то, что работники ГКП наговорили по сотовой связи на 1 360 800 тенге или потратили на командировки 4,8 млн. тенге в год, или закладывают на ремонт только что купленных 160-ти компьютеров целых 3 млн. тенге, на которые можно ещё 30 компьютеров купить?

Для Капустьянова стало открытием, что ГКП закладывает в тариф ещё и расходы на запчасти к газовым плитам и печам - около 18 млн. тенге в прошлом году.

- Покажите мне хоть одну гайку, которую людям не приходится покупать, когда приходят техники… Есть ещё вопросы. Я когда-то руководил предприятием и в моём ведении было более 1000 человек. В ГКП работает около 700. У меня два бухгалтера на деревянных счетах считали и справлялись, а тут отдел экономистов из 10-ти человек и при этом у каждого компьютер. И ещё масса других отделов. И заработные платы у них ещё те. К примеру, чистый оклад директора ГКП - 68 200 тенге, главного инженера - 62 000 и так далее. В документах также есть строка «Прочие расходы», а напротив сумма - 60 млн. тенге! И никаких тебе расшифровок. Но самое главное, что работу одного ГКП разделили. Мы могли изучать документы, связанные только с транспортировкой, а всё, связанное с покупкой и реализацией, отправляют в республиканское Агентство по регулированию естественных монополий. Но это же абсурд, когда работу одного предприятия, которое живёт на деньги налогоплательщиков, сделали подотчётной двум разным органам. Вы видите хвост, мы видим хобот. Разве это не идеальная схема для коррупции?

Вопросы Капустьянова редакция «НГ» задала директору ГКП «Костанайгаз» Аубакиру Тайкешову. И получила ответ:

- Если каждый потребитель сейчас будет приходить и спрашивать, сколько и на что мы потратили, это будет нормально? Мы же будем только объяснять, а работать когда? У нас очень сложная работа, люди в морозы проверяют газопроводы, чтобы, не дай бог, нигде ничего не случилось. Что касается расходов, то для этого есть антимонопольное ведомство, куда мы и даём всю информацию о своей работе. В прошлом году у нас больше месяца проводила проверку финансовая полиция. Почему мы должны каждому объяснять, ведь для этого есть государственные органы и специалисты? Поэтому ничего больше я комментировать не могу.

Может, это будет открытием и для господина Тайкешова, и для руководителей-антимонопольщиков, но на самом деле каждый потребитель хочет и имеет право знать: так вложена ли цена «крутой» машины главы ГКП в тот самый тариф или нет. И станет ли он меньше хоть на йоту, если газовое начальство пересядет на служебные «Жигули»?

Из другой оперы, но под ту же музыку

Вместо заключения. Ещё один невыясненный вопрос - о вкладе государства в бюджет любого ГКП и о его ответственности за судьбу этих денег. В принципе. Мы провели вполне невинный эксперимент. Есть такое ГКП «Агропромснаб», оно объявило тендер на 25-е марта по закупке автомобиля TOYOTA LAND CRUISER 100 GX PM. Такой джип стоит около $42-45 тыс. Звоню, представляюсь потенциальным участником, сообщаю о наличии новых автомобилей, но предлагаю машину б/у в отличном состоянии автовозом из Германии. Намекаю на экономию примерно в $15 тыс. «Нет, - отвечают на другом конце провода, - нужна новая. Деньги есть». Оказывается, это ГКП, руководит которым бывший чин из облсельхоздепартамента, когда-то занималось поставкой сельхозтехники в лизинг. В этом году ГКП преобразуется в ТОО…

Опрос:

Почему потребитель не может повлиять на рост тарифа?

Игорь Киселев, директор ГКП «Костанай-Су»:

- Потребитель не может повлиять на рост тарифов, так как они растут по объективным причинам. Хотя я могу говорить только о нашем предприятии. В основном, к таким причинам относится рост цен на энергоносители, запасные части, топливо. Дело в том, что в очень плачевном состоянии наши водопроводные сети, требуют капитального ремонта. Стоит признать, что в какой-то период обновление сетей совсем не производилось. Не было работы на будущее. Поэтому сегодня из-за старения оборудования приходится, как говорится, возвращать старые долги.

Анатолий Тихановский, член экспертного совета:

- Не сможет потребитель влиять на тариф, потому что исполнительная власть действуют не из соображений законности, а из соображений целесообразности. Например, есть дыра в асфальте, так они же лучше с потребителей соберут дополнительно денежку, чтобы здесь и сейчас отремонтировать, а вот засудить того дорожника, который разворовал или некачественно ремонт сделал, на это ведь время нужно - судиться, а дыру-то сейчас нужно закрывать. Вот по такому принципу работает наша власть, и это касается всех сфер потребления, то есть и по теплу, и по воде...

Алмабек Шамшиев, заместитель акима г. Костаная по коммунальным вопросам:

- На сегодня я просто не вижу рычагов для этого. Если бы сами потребители, из того же экспертного совета, могли подготовить конкретные расчёты и задать обоснованные вопросы, может, они повлияли бы на тариф, через то же антимонопольное управление. Я был на нескольких встречах акима с горожанами, и там потребители ни разу не поднимали вопрос повышения тарифов, хотя об этом на сходах заявляли сами коммунальщики. В общем, при желании потребителю можно повлиять на тариф, но не пустыми криками, а какими-то фактами и расчётами.

Валентина Комкова, президент конфедерации свободных профсоюзов Костанайской области:

- Потребители не «не могут», они просто не хотят. Наши люди привыкли, что за них всю работу должен делать кто-то другой. Они привыкли быть иждивенцами. Никто же не запрещает потребителю хотя бы интересоваться тем, как работает монополист, как он тратит деньги налогоплательщиков. Никто не запрещает потребителю приходить на общественные слушания, слушать доклады монополистов, задавать вопросы и давать свои предложения. А так - каждый не хочет этим заниматься, а потом удивляются, что у нас тарифы самые высокие по стране.

Информация о заявках* на изменение тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые (товары, работы)   субъектов естественной монополии

без НДС

 

 

 

 

Услуги канализации

15,35 с 1.12.2004г

27,06

76,2

5

гкп «ктэк»

г. Костанай

Производство, передача и распределение тепловой энергии

1538 с 01. 04.2004 г.

2390,0

55,4 %

6

гкппхо

«Лисаковскгоркоммунэнерго

г. Лисаковск

Производство, передача и распределение тепловой энергии

1407 с 1.07.2001 г.

2051,9

48,4 %

 

 

 

 

 

 

Услуги водохозяйственной системы (питьевая вода)

17,0

37,79

22,2%

 

 

 

 

 

 

Услуги канализации

20,5

31,68

54,5%

 

 

 

 

 

 

Передача и распределение э/энергии

0,88

1,33

51,1%

7

ТОО «КЭЦ»

г. Костанай

Передача и распределение э/энергии

1,466

2,296

56,6%

8

АО «ССГПО»

Г. Рудный

Производство, передача и распределение тепловой энергии

1435

2172

51,4%

 

 

 

 

п. Качар

 

 

1538

2081

35,3%

9

ГКП «АТЭК»

г. Аркалык

Услуги водохозяйственной системы (питьевая вода)

21,80

59,85

174,5%

 

 

 

 

 

 

Услуги водохозяйственной системы (вода с нулевой камеры)

17

33,48

96,9%

 

 

 

 

 

 

Услуги водохозяйственной системы (техническая вода)

7,78

13,17

69,3%

 

 

 

 

 

 

Услуги канализации

14,03

40,07

185,6%

 

 

 

 

 

 

Производство, передача и распределение тепловой энергии

2913,3

5695,12

95,1%

 

 

 

 

 

 

Передача и распределение э/энергии

0,135

0,196

45,2%

 

 

Наименование субъектов

Обслуживаем ая территория-область, город, часть города, район и т.д.

Наименование услуг, по которым поданы заявки

Действующий тариф, тенге за ед. продукции

Представленн ый проектный тариф, тенге

Заявленный % изменения

ГКП «Костанай-Су»

 

 

г. Костанай

 

 

Услуги водохозяйственной системы (питьевая вода)

16,40

30,18

84%

Услуги канализации

15,92

22,29

40%

ГКП «Костанайгаз»

г. Костанай

Транспортировка газа по распределительным трубопроводам

470

1086,6

265%

ГКП «Житикарагоркоммунэнерго»

 

 

 

 

г. Житикара

 

 

 

 

Услуги водохозяйственной системы (хозпитьевая вода)

21,80

59,85

274,5%

Услуги водохозяйственной системы -П. Шортанды

17,00

33,48

196,9%

Услуги канализации

14,03

40,07

258,6%

Передача и распределение э/энергии

0,135

0,196

45,2%

ТОО «Рудненский водоканал»

г. Рудный

Услуги водохозяйственной системы (питьевая вода)

16,05

32,79

204 %

Услуги водохозяйственной системы (техническая вода)

4,60

6,75

46,7 %

Булат МУСТАФИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЧТО МОЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬ?
15 марта - Всемирный день защиты прав потребителя. Очень своевременная дата – в разгаре кампания по утверждению тарифов. Вроде бы при наличии экспертного совета, института общественных слушаний, глас потребителя давно уже должен быть не только совещательным. Но, судя по всему, мы продолжаем «вопить в пустыне».