[an error occurred while processing this directive]
ДИСКИ И РИСКИ
Наверное, каждый автовладелец знает, какие бывают и чем отличаются колесные диски. Каждый второй уверен, что ничего сверхнового о них прочитать нельзя. Тем не менее, как утверждают менеджеры магазинов автодеталей, при выборе колесных дисков автовладельцы порой не знают ответов на самые простые вопросы...
Ергали КЕНЖЕБЕКОВ, kengebekov@ng.kz
использованы материалы сайта mashina.info
Зачем тратить деньги?
Для чего, спрашивают автовладельцы, раскошеливаться на дорогие диски? Можно же поставить стальные, которые при ДТП практичнее. Не в пример литым, которые при аварии могут вовсе рассыпаться. Стальные же только согнутся. Подровнял их немного кувалдой - и можно добраться до ближайшей СТО.
Стальные штампованные диски, кстати, продолжают занимать первую строчку рейтинга продаж. Именно из-за их практичности. Но, как это обычно бывает, у каждого предмета есть свои преимущества и недостатки. Это касается и колес. К примеру, те же легкосплавные диски, не уступая в прочности, могут быть раза в 2-3 легче, нежели стальные. Казалось бы, чего там, 1-2 кг разницы, но, подсчитали ученые, если неподрессоренная масса, читай колеса, будут весить на 1 кг меньше, то в кузове автомобиля можно без потерь в скорости и комфорте везти на 60 кг больше!
Как считают некоторые специалисты, называя диски дисками, мы заблуждаемся. Дело в том, что в автомобильной промышленности то, что мы обычно называем дисками, то есть стальной круг между ступицей и покрышкой, – это колесо. А вот диск – это центральная часть колеса с посадочными отверстиями для крепления к ступице автомобиля. Посему переходим на более правильный термин. Основным требованием в выборе колес является их прочность. Автомобильное колесо должно не только нормально себя вести при езде по ровному асфальту, но и выдерживать так называемые пиковые нагрузки, то есть резкое торможение, неровности, удары и прочее. Другим требованием является низкая масса. Почему это важно, мы уже упоминали выше. Добавим только, что величина тех же неподрессоренных масс во многом влияет на плавность хода, управляемость и динамичность.
Три вида
- Все колеса, - рассказывает менеджер одного из костанайских автомагазинов Александр Моргун, - можно разделить на три основных вида. Это штампованные стальные, литые легкосплавные и кованые легкосплавные колеса. Они отличаются друг от друга способом изготовления, внешним видом и стоимостью.
Самый дешевый вариант, по словам Александра, это обычные штампованные стальные колеса. Сделаны они из стального листа. Их покрывают специальным защитным слоем. Главный их плюс - невысокая стоимость. Обходятся они в среднем 2 000 – 5 000 тенге. Еще одно значительное преимущество – пластичность. Как уже мы упоминали выше, при сильных ударах колеса не ломаются, только гнутся, и в дальнейшем их можно восстановить. Кроме того, благодаря пластичности колес, подвеска на наших дорогах страдает, да и покрышки изнашиваются не так быстро. Поэтому часто стальные колеса ставятся на внедорожниках. Недостаток стальных колес - не слишком красивый внешний вид. Здесь проблема решается пластиковыми колпаками. Кстати, считать стальные колеса уделом дачников или владельцев стареньких отечественных авто не стоит. Сегодня их выпускают и для таких марок, как Alfa Romeo или BMW.
Впервые литые легкосплавные колеса появились в 60-х годах прошлого века. Первоначально такие колеса изготавливали путем литья. Они отличались более высокой прочностью, что позволило снизить их массу и начать «играть» с дизайном. Кроме того, по словам специалистов, литые колеса обладают лучшей теплопроводностью и высокими антикоррозионными свойствами. Правда цена у таких колес довольно высокая – даже самые дешевые образцы российских производителей обойдутся не менее чем в 6 000 - 7 000 тенге.
Третья категория – так называемые кованые колеса. Сразу заметим, что их не куют. Просто при их изготовлении применяется своеобразный способ: их штампуют из раскаленных до 400-600 градусов заготовок, а после обрабатывают на станках. При такой технологии металл приобретает волокнистую структуру, и это позволяет сделать стенки на 20% тоньше, чем у литых дисков, а значит, и снизить вес. Ударившись о препятствие, кованый диск обычно не крошится, а сминается.
Тонкости процедуры
Легкосплавные колеса часто крепятся специальными удлиненными болтами. Если по каким-то причинам в комплекте с колесом нет болтов, то их необходимо приобрести отдельно. Болт при закручивании должен сделать 5-6 оборотов. Если прикручивать стальное колесо удлиненными болтами, то есть риск повредить колодки барабанных тормозов.
Из легкосплавных в продаже наиболее широко представлены колеса из алюминиевых сплавов, относительно дешевых, технологичных в производстве и устойчивых к соли и воде даже при поврежденном эмалевом покрытии. Диски из магниевых сплавов – несколько легче алюминиевых, но быстрее и сильнее подвержены коррозии, а поэтому более требовательны к защитному покрытию.
В ходе эксплуатации автомобиля балансировка колес может потребовать коррекции (самыми уязвимыми для коррозии являются места крепления балансировочных грузиков). При забивании «скобочки» часто повреждается лак, к тому же свинец образует с металлом диска гальваническую пару, что многократно ускоряет коррозионные процессы. Лучше использовать самоклеющиеся грузики, к тому же их можно спрятать за спицы, не портя внешний вид колеса.
Любителям спортивного стиля вождения с резкими разгонами и торможениями следует выбирать колеса, имеющие большое количество тонких спиц, что увеличивает их жесткость при минимальном весе. Наилучшими характеристиками обладают двучастные или трехчастные (состоящие из двух - трех частей) сборные колеса. Они позволяют сочетать различные технологии (литье и ковка) при изготовлении отдельных частей: обода и центральной части диска. Водителю, предпочитающему спокойный стиль вождения, подойдет любое колесо, понравившееся по дизайну и цвету.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]